На исходе предвыборной президентской гонки в Молдове – коронавирусная температура, бои без правил. Они развернулись не только в СМИ, но уже идут на наших улицах, в транспорте, на кухнях. Спорят, ссорятся, порой навсегда, родственники, друзья и соседи. Этот дурдом смахивает чем-то на предвыборный американский, несмотря на несравнимые масштабы.
И там, и тут идет немилостивая охота на президентов: у них – на Трампа, у нас – на Додона. Но велика разница в том, что там противники являются профессионалами в политике и знают, чего хотят, наши же соперники – любители, выскочки, ни у одного из которых, кроме Додона, нет четкого, реального политического плана на предстоящее руководство страной. Вместо этого – эмоциональные выкрики, сплетни, злобные нападки на нынешнего президента при отсутствие хоть какого-то опыта государственного управления. У меня сложилось впечатление, что если бы не такой весомый, перспективный кандидат, как Додон, все остальным вообще не было бы о чем говорить на теледебатах и встречах с избирателями. Вместо того чтобы соревноваться, у кого лучше программа и инструменты для её воплощения, у кого профессиональнее команда , они выставляют на всенародное обозрение свои политические амбиции и малограмотность …
На одной из недавних телепередач ведущая, справедливо упрекнув Дорина Киртоакэ в политической незрелости, спросила , как он собирается сделать unire, эдак вдруг, без серьезной подготовки? На что тот беспечно ответил: «Так, как сделала Германия, взяла и объединилась!». Провинциальному политику было невдомек, что без согласия СССР и США и без соглашения между ними ни один камень из Берлинской стены не вывалился бы.
Другой кандидат в президенты небезызвестный Андрей Нэстасе , возглавляющий партию «Да», не краснея, публично обещает повысить зарплату работающим до 500 евро, а пенсионерам — пенсии до 300, ежели будет избран. На вопрос, откуда, мол, дядя, такие деньжища, отвечал неохотно и путано. Надо быть экономически абсолютно безграмотным, чтобы поверить в такое чудо при нынешнем нищенстве Молдовы и ее неоплатных долгах.
Однако чемпионом по части предвыборной демагогии и политического мошенничества является, по-моему, бельцкий примар и балабол Ренато Усатый, до недавних пор частенько прятавшийся от молдавских правоохранителей в Москве, а сейчас наоборот. Причем на сей раз дело пахнет наркотой. По своей сути, он не более чем политический наперсточник, но так агрессивен и шумен, так по-блатному развязен в своем полемическом жаргоне, что больше всех соперников привлекает к себе внимание толпы. Дошло до того, что на минувшей неделе в Фалештах он с приспешниками ворвался на встречу Додона с избирателями и сорвал ее. Должно быть, этот хамский приём входит в его электоральную тактику.
Признаюсь, что лет пять-семь тому назад первые выходы юного Усатого на политические подмостки восторгали и меня свежестью взглядов, яркостью речи, гражданской дерзостью. Ренато смотрелся, как молдавский гайдук, на фоне нудных тогдашних политиков…
Однако за минувшие годы мой повзрослевший кумир сильно померк, поизносился как политик, а в нынешней агиткампании выглядит однообразным пустомелей. Ну сколько можно поносить действующего президента за приписанные ему вины и действительные прегрешения! Усатый же построил на этом шатком фундаменте всю свою пропаганду. И сильно просчитался.
Мне запомнился один из нынешних предвыборных слоганов Ренато : «Дожидаться весны не будем – начнём сажать сразу после выборов!». Остроумно, ничего не скажешь! Но я, грешным делом, подумал: как бы ты, Ренатик, не накаркал на свою голову тюрьму этим высказыванием.
И в заключение – несколько слов о главной сопернице действующего президента в этой гонке – мадам Майе Санду. О ней – только факты и штрихи психологического портрета. ..
Выдвиженка бывшего премьера Филата на должность министра образования, на которой никакого авторитета у учительской массы не заработала, запомнившись общественности лишь румынизацией учебной системы, а также, унизительнными драконовскими требованиями к сдающим экзамены на бакалавриат. А на посту премьер-министра продержалась пять месяца, ушла из-за непомерной гордыни и политических капризов, а также дремучей некомпетентности. Проще говоря, не справилась, премьерская шапка оказалась слишком тяжелой для нее.
Однако и это еще не всё о том, почему президентская шапка тем более не подходит Майе Санду. Для молдавского, на 90 процентов православного электората, еще важнее то, что она ничуть не воцерковлена, в свое время поддерживала геев и лесбиянок, не имеет семьи и, детей. И вообще ей роднее Гарвард – её alma mater, нежели какая-нибудь Дрокия, Малаешты или Криуляны. К тому же не скрывает, что тоже является унионисткой. Значит, обязана и будет стремиться превратить нашу республику в провинцию Румынии. Такой ли президент нужен молдавским патриотам?
К великому сожалению, все кандидаты, кроме Игоря Додона, – явные унионисты, у всех в кармане — румынские паспорта. Спрашивается: почему же стремятся они возглавить нелюбимую Республику Молдову? Ответ очевиден: чтобы обанкротить её как суверенное государство.
Борис МАРИАН,
член писательских союзов
Модовы, России и Украины
*Редакция портала Actualitati.md не несет ответственности за публикацию точки зрения высказанной в авторской статье