Вчера по дороге в Бельцы я (прим. автор Евгений Лукьянюк) остановился на АЗС Vento в Пересечино, чтобы заправиться. Пока я расплачивался, дама сказала, что на одной из АЗС рядом с селом закончился бензин. Я не стал расспрашивать ее, что и как, но вчера на coment.md увидел, что 70% АЗС в сети Vento практически без топлива, а также 15 АЗС в сети Basa Petrol, 11 станций сети «Tirex», 9 станций в сети «Bemol».
Также примерно на 80 станциях мелких операторов рынка нефтепродуктов закончилось топливо. Сайт пишет, что наиболее острым является дизельный кризис — если еще можно найти небольшие запасы газа и бензина, то дизельное топливо практически невозможно найти и это затрудняет работу фермеров, которые находятся в разгаре кампании по уборке урожая.
Так что на рынке нефтепродуктов кризис. Но как это произошло? Друг из этой сферы мне объяснил. Все просто — ситуация сложилась после того, как вступила в силу новая методология НАРЭ по ценообразованию на нефтепродукты. Как была задумана эта методология, неясно, но очевидно, что, например, если стоимость литра дизельного топлива колеблется от 15,36 до 15,50 леев, то нефтяные компании, исходя из новой методологии, должны продавать его по 14,70. То есть они вынуждены работать себе в убыток.
Понятно, что в этих условиях одни не видят смысла работать на внутреннем рынке, а другие — просто не могут. Но это только половина проблемы. Другая половина — это запасы. В то время как у других нефтяных компаний закончились запасы, одна из них (очень большая), у Лукойла их достаточно. Но, несмотря на контракты с другими нефтяными компаниями, ничего им не предлагает. Таким образом, Лукойл является своего рода крупным бенефициаром ситуации, созданной в результате внедрения методологии НАРЭ и…. вообще не подвергается санкциям, потому что компания фактически взяла создала монополию. Почему? Потому что Совет по конкуренции, который должен вмешиваться в такие ситуации, молчит.
Короче говоря: НАРЭ применяет плохую методологию, которая требует от экономических агентов работать в убыток и делает их зависимыми от Лукойла; Лукойл отказывается выполнять свои договорные обязательства и больше не поставляет топливо другим участникам рынка, становясь фактическим монополистом; Совет по конкуренции делает вид, что не видит, какой статус получил Лукойл. Вот все, что вам нужно знать о ситуации на рынке нефти.
И, кстати, интересный вопрос: как вы думаете, почему НАРЭ заявляет, что ситуация на рынке нефтепродуктов находится под контролем и что все в порядке, когда на самом деле все совсем иначе? Почему скрывается правда и с какой целью?
И да, например, вот письмо от иностранных инвесторов, обеспокоенных ситуацией:
65 Scrisoare FIA Marja Come… by euscatel
*Редакция портала Actualitati.md не несет ответственности за публикацию точки зрения высказанной в авторской статье