Валютные резервы страны тают на глазах. С октября прошлого года по февраль нынешнего они уменьшились почти на $700 млн, или на 17% (с $4,1 млрд до $3,4 млрд). Об этом сообщил экс-глава государства Игорь Додон.
По его словам, при таких темпах сокращения Молдова скоро может вообще остаться без минимально необходимого запаса официальных резервов.
«Национальный банк выбрасывает резервы на валютный рынок, чтобы предотвратить неуправляемую девальвацию лея в условиях, когда растёт спрос на валюту для оплаты увеличивающегося в цене импорта энергоресурсов, удобрений, стройматериалов и др., и когда спрос на валюту наших импортёров менее чем наполовину покрывается её предложением со стороны населения (на 45,2% в феврале)», — заявил почетны председатель ПСРМ.
Додон отметил, что валютный кризис становится всё более реальным по вине политики Национального банка и финансово-экономического блока правительства. За почти год нахождения у власти правящее большинство так и не решило проблему возврата выведенного из банковской системы $1 млрд. На этом, в том числе, строилась их избирательная кампания.
«Министр финансов обещает нам увеличение в этом году бюджетного дефицита до 20 млрд леев против запланированных 15 млрд леев. Ясно, что бюджетных доходов, чтобы покрыть растущие расходы, в том числе на коммунальные платежи бюджетных организаций, нам не хватит. Но чем будет покрываться этот дефицит? На этот вопрос пока ответа нет», — добавил Игорь Додон.
Он добавил, что многочисленные встречи руководства Молдовы с высокопоставленными представителями западного мира не принесли пока зримых результатов для решения наших валютно-финансовых и бюджетных проблем. Бюджетные траты на обслуживание ранее взятых кредитов превышают новые поступления займов, а из запланированной на этот год суммы грантов в 1,3 млрд леев получено лишь 10,2 млн леев.
«Задаюсь простым вопросом: смогут ли наши западные партнёры выделить Молдове дополнительные средства, когда они всё сильнее сталкиваются с теми же проблемами, что и мы, – с ростом цен на энергоресурсы, продовольствие, с «ломкой» производственных, транспортно-логистических цепочек, снижением доходов части бизнеса и населения и др. Очевидно, они будут спасать в первую очередь себя.
Ещё с осени прошлого года было понятно, что нужно в корне менять финансовую и экономическую политику. Этого требовал взлёт контрактной цены на закупаемый природный газ. Я в то время предлагал сгладить ценовой удар путём его предупреждения «на входе» и компенсировать всем – экономическим агентам и населению – расходы на оплату подорожавшего газа. Цена вопроса составляла около 4 млрд леев. В этом случае мы поддержали бы своих производителей, экспортёров, и можно было бы рассчитывать на рост экспорта, и, соответственно, на увеличение валютных поступлений. Это стабилизирующе воздействовало бы на валютный рынок и официальные резервы. Не повысились бы тарифы на электроэнергию, что ещё предстоит пережить экономике и гражданам, поскольку газовые компенсации получили бы и наши энергетические компании. Мы бы не наблюдали зашкаливающей инфляции – в феврале этого года по сравнению с февралём прошлого цены на продовольствие выросли на 23,3%, а на коммунальные услуги – на 29,4%.
Кто платит за ошибки властей? Производители и население, все мы.
Нынешний состав правительства и Национального банка не справится с текущими вызовами, поэтому им лучше уйти самим или их нужно отправить в отставку.
Промедление и надежда на чудо не помогут.
Народ это понял. Должно понять и высшее руководство страны», — заключил Додон.