Согласно исследованию, проведенному в прошлом году американской компанией "Global Financial Integrity" (GFI), среднегодовой объем незаконных финансовых потоков из Молдовы оценивался в 375 млн. долларов. Поскольку эти «грязные деньги» уходят из страны, то спрашивается, отчего же НБМ не контролирует ситуацию "у себя под носом"?

После громких заявлений молдавской Службы информации и безопасности, что приднестровские банки занимаются "отмыванием" денег, как мы помним, Тирасполь потребовал представить доказательства. Вместо публикации досье с проводками, цифрами и прочими банковскими документами, которые могут указывать на "отмывание" денег, официальный Кишинев сделал хитроумный ход. Молдавские власти предложили, чтобы Приднестровье представило доказательства непричастности к незаконным финансовым операциям через свои банки. Об этом сообщили информагентства, со ссылкой  на заявление управляющего Национальным банком Молдовы Дорина Дрэгуцану (http://www.newscom.md/rus/moldova-pred_yavila-novie-trebovaniya-pridnestrovskim-bankam.html). Безусловно, такая логика напоминает анекдотичный сюжет, когда нужно представить «справку, что ты не верблюд».

Но все же прислушаемся к аргументам Дорина Дрэгуцану. По словам чиновника, приднестровские структуры не имеют в настоящее время выхода на международную  финансово-банковскую систему не из-за действий НБМ, а по причине риска "отмывания" денег.Управляющий НБМ говорит: "Любой банк из США или Евросоюза вправе выбирать себе клиента, так как это делают и банки Молдовы, и в момент, когда существуют подозрения, что через определенный банк, не имеющий лицензию от наблюдательного органа, возможны массивные отмывания денег, банки из США, Европы и других зон отказываются с ними сотрудничать. А не потому, что Национальный банк ставит подножки". "Банки из "ПМР" не могут продемонстрировать, что отвечают требованиям правительств развитых стран», — заявил Дрэгуцану.

Из этого объяснения следует, что американские и европейские банки заблокировали деятельность приднестровских финансовых структур из-за риска "отмывания" денег и этот риск исчезнет тогда, когда Кишинев возьмет финансы Тирасполя  под полный контроль. Якобы контроль Кишинева гарантирует, что деньги никто «отмывать» на левом берегу не будет.

Может быть, озвучивая такую позицию, господин Дрэгуцану и его старшие партнеры из ЕС и США вводят общественность в заблуждение? Почему? Не тот ли это случай, когда «в чужом глазу соринку видят, в своём бревна не замечают»?

Недавно стало известно, что среди денег (а речь идет о триллионах долларов), спрятанных в оффшорах в период последнего кризиса (2008-2010 г.г.), есть и скромный «вклад Молдовы». Его оценили в 2 миллиарда долларов. Эти деньги не прошли налогообложение и попали в оффшоры, то есть были «отмыты» молдавскими банками. Происхождение частных капиталов неизвестно, а  кому они принадлежат можно только догадываться.

Согласно исследованию, проведенному в прошлом году американской компанией "Global Financial Integrity" (GFI),  среднегодовой объем незаконных финансовых потоков из Молдовы оценивался в 375 млн. долларов. (http://portal.moldpres.md/default.asp?Lang=ru&ID=176079)

Поскольку эти «грязные деньги» уходят из страны, то спрашивается, отчего же НБМ не контролирует ситуацию "у себя под носом"? Что ему мешает? «Черная дыра» в «ПМР»?  Не показывает ли нам этот факт, что решение заблокировать деятельность финансовых структур Приднестровья является политическим? Так как в самой  Молдове при наличии  наблюдателя-регулятора деньги отмываются в немалых масштабах. И можно не сомневаться, что 2 миллиарда – только вершина айсберга, так как по подсчетам ряда специалистов около 50-55% молдавской экономики находится «в тени».

А теперь об уважаемых американских и европейских банках, которые так боятся риска «отмывания» денег в Тирасполе.

Как сообщило BBC, сумму в 32 триллиона долларов обнаружил Джеймс Генри, бывший главный экономист компании McKinsey. Он провел исследование по заказу Tax Justice Network.

Всем ясно, что если объем экономики и финопераций маленький, то «грязные деньги» обнаружить легче. А вот найти иголку в стоге сена (то есть, в сверхкрупном банке)  — дело более сложное. Как известно, в оффшорах прячут деньги злостные неплательщики налогов. Разумеется, такая астрономическая сумма была «отмыта» не Тирасполем, а крупнейшими мировыми банками и их владельцами.

Честная оценка данных и ситуации, которая сложилась в мировой финансовой системе, заставила комментаторов, назвать ее (систему) «преступным картелем», который обворовывает народы мира ( Подробнее в публикации:  http://www.veteranstoday.com/2012/08/25/trillions-stashed-in-tax-havens/

 Перевод — http://www.newscom.md/rus/mirovaya-finansovaya-sistema-lish_-prestupnij-kartel_-kotorij-obvorovivaet-narodi-mira.html )

Но это, конечно же, не все. В 2012 году более масштабный скандал с незаконными манипуляциями по всей глобальной финансовой системе оказался на первых полосах газет. Речь идет о махинациях в системе LIBOR  (с эталонной ставкой межбанковского кредитования). Не станем подробно объяснять механизм функционирования этой специфичной схемы (у нас другой интерес), обозначим ее денежный объем. Вот что сообщает специализированное издание.

«Объем, завязанных на LIBOR финансовых инструментов, не поддается точной оценке, однако, по мнению большинства аналитиков, давно перевалил за 1 квадриллион 200 триллионов долларов! В качестве ориентира можно привести конкретные данные по частным деривативам. Например, торговый объем трехмесячного евродолларового фьючерса, торгуемого на Чикагской товарной бирже (CME) и напрямую завязанного на ставку LIBOR, составил в 2011 году 564 триллиона долларов. По данным Британской банковской ассоциации, объем свопов, индексируемых по LIBOR, составляет приблизительно 350 триллионов долларов, а прямые кредиты, рассчитанные по формуле «LIBOR + N базисных пунктов», превышают 10 триллионов долларов.

Все эти цифры нам важны для осознания масштабов влияния LIBOR на мировой финансовый рынок и, соответственно, возможных последствий манипулирования этой ставкой.»  (Сергей Голубицкий, опубликовано в «Бизнес-журнале Онлайн», 04 Сентября 2012 года.http://www.business-magazine.ru/mech_new/experience/pub346220)

За махинации в системе LIBOR в июле с.г. глава банка Barclays Маркус Эйджиус был вынужден уйти в отставку, а  банк оштрафовали на 451 млн. долларов, сообщила  ВВС. Но скандал с манипуляциями только набирал обороты. И вот уже продолжение: «Власти США выдали повестки в прокуратуру семи крупных мировым банкам в рамках расследования манипуляций с базовой процентной ставкой».

Повестки от генпрокуроров штатов Нью-Йорк и Коннектикут получили британские Barclays, HSBC и Королевский банк Шотландии, американские Citigroup и JP Morgan Chase, немецкий Deutsche Bank и швейцарский UBS.

Если банки откажутся предоставить информацию следователям, им может грозить судебное преследование». И на днях нас уже ознакомили с  последствиями учиненного расследования. По сообщению  Euronews, «Royal Bank of Scotland» может быть оштрафован на крупную сумму за участие в манипулировании ставками межбанковского кредитования Libor. Об этом заявило руководство банка после переговоров с британским финансовым регулятором». (http://ru.euronews.com/2012/11/02/rbs-braced-for-libor-probe-fines/)

Но финансовые манипуляции – не единственное «развлечение» крупных европейских и американских банков, на защиту которых стал Дорин Дрэгуцану. Совсем недавно банки  HSBC Holdings plc.  и  Wachovia были уличены в отмывании денег от наркоторговли.

«В частности, банк Wachovia был оштрафован на 50 миллионов долларов и был вынужден отказаться от 110 миллионов долларов в виде доказанных прибылей от наркоторговли, но было также выявлено, что банк неадекватно контролировал умопомрачительные 376 миллиардов долларов,… из которых 10 миллиардов были в виде наличности…

Никто из сотрудников Wachovia не сел в тюрьму. "Это доходы от убийств и страданий в Мексике и от наркотиков, продаваемых по всему миру», —  сказал Мартин Вудс, сотрудник, вскрывший преступную схему.

Банк HSBC, как было установлено, управлял 7 миллиардами долларов наркоденег, и "это начало для 10", говорит теперь Вудс. "Мы увидим общую картину со временем. Но каковы санкции в отношении этих банков? Каковы их риски?» (http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/71617/)

Ну и «на закуску» информация  о «честности» самих финансовых «регуляторов».

 Федеральная Резервная Система США была создана в 1913 году и все это время не подвергалась проверке. Широко известный сенатор Рон Пол от республиканской партии в этом году снова поднялся на «штурм» ФРС. Он потребовал провести открытый аудит этой корпорации. Его поддержал конгрессмен-демократ Деннис Кучинич и независимый сенатор Берни Сандерс. Результаты не глубокой проверки первым опубликовал на своем сайте Берни Сандерс. (http://www.sanders.senate.gov/newsroom/news/?id=9e2a4ea8-6e73-4be2-a753-62060dcb…) 

Мир «вздрогнул», когда узнал, что в период кризиса 2008 – 2010 г.г.  Федеральный Резерв выдал  частным структурам 16.1 триллиона долларов. Притом, что бюджет   США  составляет 14.5 триллионов. А долгов «набежало» ровно на те же 16 триллионов. Но деньги получили не обычные люди, а банкиры. Вот эти «симпатичные» организации, получившие безвозмездную финансовую помощь.
Citigroup: $2.5 trillion ($2,500,000,000,000)
Morgan Stanley: $2.04 trillion ($2,040,000,000,000)
Merrill Lynch: $1.949 trillion ($1,949,000,000,000)
Bank of America: $1.344 trillion ($1,344,000,000,000)
Barclays PLC (United Kingdom): $868 billion ($868,000,000,000)
Bear Sterns: $853 billion ($853,000,000,000)
Goldman Sachs: $814 billion ($814,000,000,000)
Royal Bank of Scotland (UK): $541 billion ($541,000,000,000)
JP Morgan Chase: $391 billion ($391,000,000,000)
Deutsche Bank (Germany): $354 billion ($354,000,000,000)
UBS (Switzerland): $287 billion ($287,000,000,000)
Credit Suisse (Switzerland): $262 billion ($262,000,000,000)
Lehman Brothers: $183 billion ($183,000,000,000)
Bank of Scotland (United Kingdom): $181 billion ($181,000,000,000)
BNP Paribas (France): $175 billion ($175,000,000,000)
 и многие другие, включая  бельгийские банки и т.д.

Как видим, в списке присутствуют не только американские, но и европейские банки.

Деньги были выданы тайно, без разрешения Конгресса и  согласования с президентом США. Если бы было по-другому,  заставляли бы конгрессмены и сенаторы раскрыть ФРС бухгалтерские книги, впервые за почти 100 лет?

Данная информация находится в свободном доступе и не представляет секрета. Знаком ли с ней управляющий НБМ Дорин Дрэгуцан? По долгу службы он просто обязан это знать. Если нет, то он находится явно не на своем месте.

Давайте будем думать, что – знаком. В таком случае, почему он не инициировал вместе со Службой информации и безопасности расследование, чтобы выяснить, кто же ежегодно уводит из экономики Молдовы финансовый поток в 375 млн. долларов? Какие банки задействованы в преступных схемах? И почему Национальный Банк страны не может этому препятствовать? Не может или не хочет?

Грубые нарушения, обнаруженные в американском Центробанке – ФРС, требуют от  депутатов парламента Молдовы провести аналогичную независимую проверку деятельности Национального Банка Молдовы. Население должно быть уверено, что решения, которые принимает этот институт, безупречны и идут на пользу обществу. А в бухгалтерских книгах не скрываются злоупотребления и махинации, как у американских коллег.Такой независимый аудит способен только поднять авторитет национального банковского учреждения. Однако найдутся ли свои Полы, Кучиничи и Сандерсы  в Молдове и ее парламенте?

Только тогда, когда  независимая проверка деятельности Национального Банка Молдовы (за все время существования) будет произведена, а компетентное следствие установит все преступные схемы по "отмыванию" денег и переводу их в оффшоры, у управляющего НБМ появится моральное право говорить о возможном  «риске», который  может представлять «бесконтрольная» финансовая система Приднестровья, для «контролируемой» и «правильно регулируемой» молдавской.

Что еще нужно, чтобы молдавская власть имела моральное право ставить условия Приднестровью, а там их приняли?  Пустяк.  Дорин Дрэгуцану должен предложить «другой стороне» — «королям» мировой финансовой системы – «представить доказательства непричастности к незаконным финансовым операциям через свои банки». А также гарантии прозрачности и устранения «рисков» в виде манипуляций на финансовых рынках, отмывания денег (от продажи наркотиков, оружия и т.д.) и уклонения от налогов. Ровно то, что он потребовал от приднестровских властей. Приведенные выше факты убеждают нас, что подобные гарантии явно будут не лишними.

Если это будет сделано, то Приднестровье, возможно, добровольно захочет стать частью единой финансовой системы Молдовы. Именно добровольно.

— Сергей Ткач

*Редакция портала Actualitati.md не несет ответственности за публикацию точки зрения высказанной в авторской статье

ПОДЕЛИТЬСЯ