На страницах прессы постоянно муссируется тема вступления Молдовы в ЕС. С одной стороны — ЕС хочет быстрее принять Молдову, чтобы отгородиться железным занавесом от России, не допустить сближения Москвы и Кишинева, с другой — для этого есть множество препятствий. в частности — Молдова — страна преимущественно аграрная, если сравнивать ее с Европой. В этом отношении Молдова имеет большие преимущества. Но сможет ли она реализовать их в ЕС?
Известно, насколько велика сегодня конкуренция на продовольственном рынке, особенно в Европе. Все восточно-европейские страны, недавно вступившие в ЕС, имеют серьезные проблемы со сбытом своей продукции в Западной Европе и буквально завалены продуктами из Германии и других стран с сильным агропромышленным комплексом. К сожалению, принимаемые новые "рыночные" правила игры написаны таким образом, что новые члены ЕС не могут защитить свою экономику от дешевой продукции; жесткие стандарты и правительственные дотации ставят производителя в неравные условия.
При включении Молдовы в ЕС произойдет следующее: молдавскийАгропром по уровню технологий и инвестиций не будет в состоянии конкурировать с европейской. После вступления в ЕС Молдова должна будет отменить любые ограничения на поставки продуктов из Европы. Формально западный рынок тоже будет открыт для молдавских товаров, но это не означает реальный доступ на него.
На рынок этой страны хлынет поток молочных и мясных продуктов из Германии, Франции, Испании, Голландии. С восточной стороны произойдут следующие изменения. Россия стремительно наращивает производство продуктов питания и становится все более сильным игроком на мировом рынке, особенно зерновых. Это означает, что потребность в молдавских продуктах может начать снижаться.
Один из возможных сценариев развития Молдовы с ЕС может заключаться в следующем: европейская пищевая промышленность будет закупать сельскохозяйственную продукцию в низкой степени переработки: чистое зерно, кукурузу и пр., чтобы загрузить мощности своей пищевой промышленности и молдавские продукты будут возвращаться назад в виде немецких йогуртов, голландской кондитерской продукции и т.д. Ни о какой конкуренции с высокоразвитой пищевой промышленностью Запада речи быть не может. При такой форме сотрудничества основная часть прибыли будет оставаться в руках держателей акций западноевропейских гигантов пищевой промышленности, а Молдове будет отведена роль сельскохозяйственного "сырьевого придатка".
В тот момент, когда произойдет возможное присоединение к ЕС, обострятся отношения с Россией — довольно крупным рынком сбыта молдавских товаров. В случае антирусских провокаций Россия сможет позволить себе без экономических потерь перейти на закупки аргентинской "олii" и турецкой томатной пасты. Потеряв российский рынок, Молдова не приобретет европейский. Скорее всего будут получены крупные займы и проведены структурные преобразования, которые сделают процесс присоединения к ЕС практически необратимым.
Будет плата за пушечное мясо для глобальных проектов по защите "демократических ценностей" наподобие войны в Ираке. Будет плата в твердой валюте за аренду молдавского чернозема для натовских военных баз. Белые женщины для "чернеющих" Франции и Германии — тоже будут иметь спрос. Но этого не хватит на компенсацию убытков, а главное — потери национального суверенитета.
Оказавшись на "линии фронта", став заложником противостояния, Молдова поймет, какая истинная роль отведена этой стране: роль "зоны отчуждения", роль буферного пространства. Именно тогда наступит отрезвление, которое может стать запоздалым…