Молдавская общественность вот уже вторые сутки пытается переварить новость о том, что всегда идущий напролом, словно его тотемное животное крокодил, в полной уверенности в своей непререкаемой правоте, лидер оппозиционной парламентской Партии коммунистов, экс-президент Владимир Воронин вдруг… публично покаялся!
В выступлении 12 ноября 2012 года на конференции «Республика Молдова – захваченное государство», председатель ПКРМ признал, что и сам он, и руководимая им партия, оказывается, «кое-где» и «кое-когда» совершали «некоторые» досадные ошибки, имевшие крайне негативные последствия и для самой партии, и для всей Республики Молдова.
Признать-то он эти ошибки вроде бы как признал, но уж как-то очень странно это у него получилось. Дескать, да, ошибались мы, коммунисты, ошибался и я сам, но всё это почему? Кто тому виной? Думаете, что это на мне, председателе ПКРМ, лежит главная вина за эти ошибки? Или на команде моих ближайших соратников? На всей Партии коммунистов?
Нет, господа и товарищи! Невиноватые мы! Это все они, эти «политологи и аналитики» задурили нам головы, запудрили нам мозги своими постоянными призывами к конструктивному сотрудничеству оппозиционной ПКРМ с партиями правящей коалиции.
Вот такое, с позволения сказать, оригинальное покаяние Владимира Воронина, в котором, однако, даже при очень большом желании, невозможно обнаружить его соответствия классическому определению покаяния, данному толковым словарём русского языка, где сказано, что «это добровольное и искреннее признание в совершенном проступке, в ошибке, глубокое сожаление по поводу чего-либо, раскаяние».
Попробуем детально разобраться в вопросе о том, в чём же, собственно говоря, «покаялся» Владимир Воронин?
Итак, может быть, он покаялся в том, что это при его самовластном правлении в Молдове зародился и расцвёл буйным цветом пресловутый «плахотнюкизм» (это определение специфичной молдавской идеологии дал идеолог ПКРМ Марк Ткачук)?
Ничуть не бывало! Седовласый «отец «плахотнюкизма» ни словом, ни полусловом не обмолвился о своей истинной роли в создании и укреплении системы олигархической системы власти в Молдове.
Или, возможно, Владимир Воронин искренне раскаялся в том, что при его власти (и его попустительстве, а то и по его прямому указанию) людей в Молдове нередко безвинно бросали в темницы, в том числе и за политические убеждения (например, Эдуарда Мушука, Владимира Пасата)? Да нет же, и об этом своём грехе лидер ПКРМ Владимир Воронин также не сказал ни единого слова.
Тогда, вероятно, экс-президент Владимир Воронин покаялся хотя бы за то, что в период его восьмилетнего правления в Молдове «бизнесмену №1», оказавшемуся «по счастливой случайности» его родным сыном Олегом, были созданы — в ущерб интересам многих других предпринимателей — наиболее благоприятные условия для развития бизнеса?
Может быть, «раскаявшийся» Владимир Воронин выразил сожаление в связи с тем, что в результате его правления ценнейшая государственная собственность в Молдове во многих случаях передавалась приближённым к нему бизнесменам, прежде всего, тому самому «Кукловоду», ставшему своим человеком для Семьи, за символические суммы?
Может быть, Владимир Воронин горестно покаялся хотя бы за то, что в период правления руководимой им ПКРМ в Молдове были созданы и опробованы самые разные схемы монопольного бизнеса для людей, приближенных к Семье?
Может быть, бессменный лидер ПКРМ признал, что глубоко сожалеет о том, что во времена его президентства судебная и правоохранительная система в Молдове работали только в интересах Семьи, не забывая при этом, конечно, и о своих личных интересах?
Может быть, Воронин горестно посыпал голову пеплом и рвал на себя волосы за то, что трусливо и бездарно провалил подписание «Меморандума Козака», повёл себя как ненадёжный партнёр России и так испортил отношения с этой страной – стратегическим партнёром Молдовы, что возникшие по этой причине громадные экономические потери и проблемы молдавской экономики до сих пор нам всем тяжело аукаются?
Наконец, может быть, лихо рванув фирменную рубашку на груди, молдаванин Владимир Воронин всплакнул по поводу того, что, будучи главой Молдавского государства, создал тепличные условия в стране для процветания румынизаторов всех мастей, отдал гуманитарную сферу в стране унионистам, которые не покладая рук трудились над созданием идеологического плацдарма для будущей «унире»?
Нет, нет и ещё раз нет! Ни в чём подобном Владимир Воронин в своём выступлении на конференции не покаялся. Всё это для него «такие мелочи», о которых ему недосуг вспоминать.
Тогда о каких же «ошибках ПКРМ» он говорил, заявив, что даже готов взять на себя за них вину?
Цитирую вступительную речь Владимира Воронина на конференции: «Я полагаю, что … мы слишком доверчиво следовали, в том числе рекомендациям наших коллег политологов, представителей гражданского общества. Помните, как часто они нас критиковали за нашу традиционную недоговороспособность, нежелание выстраивать союзы и коалиции с другими партиями? Мы и сами уверовали в этой свой порок. И сразу же после досрочных ноябрьских выборов 2010 года потратили бесценное время на выстраивание Левоцентристской коалиции с Демократической партией».
Прежде всего, напомню Воронину, что переговоры с ДПМ и персонально с Марианом Лупу ПКРМ начала не после ноябрьских выборов 2010 года, но вела их и после июльских выборов 2009 года. Но это так, к слову.
Так в чем же всё-таки была ошибка? Лидер ПКРМ считает, что в том, что коммунисты вообще пошли на эти переговоры. По его мнению, якобы была некая альтернатива. Какая? Опять цитирую Воронина: «Поднять весь народ против украденных выборов, против продажного ЦИК…»
Ну, и что было бы, если бы коммунисты поступили подобным образом? Ведь дальнейшие события, когда ПКРМ попыталась поступать именно так, убедительно показали, что ничего путного из этого у них не получилось. Неспособными оказались коммунисты-воронинцы в их нынешнем виде и состоянии поднять и повести за собой народ. Пороха у них на это больше не хватает.
Впрочем, главная проблема даже не в этом. Она в том, что коммунисты-воронинцы действительно недоговороспособны. Точнее сказать, совершенно недоговороспособен их вождь Владимир Воронин. Уж очень велики у него аппетиты, простите, интересы. Он всегда очень многое хотел получить, но ничего и никому не желал отдавать.
Так было и в апреле 2009 года, когда коммунистам нужен был всего один единственный голос для того, чтобы избрать президента и остаться во власти ещё на 4 года. Имея 60 депутатских мандатов в парламенте, они могли поступить и мудро, отдав пост президента одному из лидеров оппозиции.
Например, опытному управленцу Серафиму Урекяну, из которого, по мнению многих людей в Молдове, вышел бы неплохой глава государства. Сама же ПКРМ, имея 60 депутатов, уверенно контролировала бы парламент и правительство, могла бы проводить свою политику.
Но не получилось ничего путного у Воронина и его команды в августе-сентябре 2009 года. Не получилось и в ноябре-декабре 2010 года. Почему? Конечно, нельзя снимать вину за это и с Мариана Лупу и его коллег из руководства ДПМ. Это, не спорю, еще те политические трансформеры.
Но, с другой стороны, надо учитывать, что они хорошо знали, какая трагическая судьба постигла бывшего союзника ПКРМ Юрия Рошку и его ХДНП. Этот политик и его коллеги по парламентской фракции ХДНП поддержали ПКРМ в апреле 2005 года, проголосовав за повторное избрание Владимира Воронина президентом. А потом от Рошки отвернулся его традиционный электорат, он проиграл парламентские выборы в апреле 2009 года и ушёл в полное политическое забвение. Поддержал Воронина тогда и Дмитрий Дьяков, проголосовав за его избрание президентом. И его Демпартию затем постиг точно такой же политический крах на следующих выборах, как и ХДНП.
Вся проблема в том, что Владимиру Воронину вообще никогда не нужны были серьёзные партнеры на длительную перспективу. Ему нужны были партнёры «одноразовые», готовые работать у него на подтанцовках, стоять перед ним навытяжку и ни на что не претендовать.
Да и вообще, очень трудно с кем-то говорить, а тем более договориться, если твой партнёр тебя открыто третирует и унижает. Если Воронин, действительно, хотел договориться с другими политиками о сотрудничестве, то он должен был научиться сдерживать свой слишком уж буйный нрав, должен был понять, что партнёра, с которым хочешь договориться, надо хотя бы внешне уважать.
Лично меня, честно признаюсь, рассмешил до слёз «довод» Воронина о причинах провала попытки ПКРМ договориться о сотрудничестве с ДПМ, суть которых якобы в том, что «Демократическая партия – уже не левая, не центристская».
Ну и ну, товарищ Воронин! Короткая же у Вас память, оказывается! А какой, скажите, была в апреле 2005 года ХДНП? Левой или центристской? Разве Вы забыли, что именно лидер ХДНП Юрий Рошка первым объявил Молдову «зоной, свободной от коммунистов»? Или о том, как лидеры ХДНП в ноябре 2003 года сожгли флаг России и фотографию российского президента Владимира Путина? Неужели Вас, называющего себя «самым верным другом России в Молдове», это тогда ничуть не смутило?
Ещё одной своей ошибкой Владимир Воронин признал «попытку наладить взаимодействие, хотя бы на техническом уровне, с ЛДПМ в октябре 2011 года».
Итак, ошибка в отношениях с ДПМ и ошибка в отношениях с ЛДПМ. Итого две «страшных ошибки» Владимира Воронина. Вот только можно ли это считать ошибками, в которых ему надо каяться?
Хотим мы этого, или не хотим, но Молдова — фактически — разделена на две примерно равные части – прозападную, прорумынскую и пророссийскую. Вся уникальность ПКРМ и Воронина в том, что они играли одновременно и за одну, и за другую команду.
Поэтому Воронин достаточно легко находил общий язык практически со всеми партийными лидерами Молдовы. Даже с Юрием Рошкой. Нет у Воронина и непреодолимых идеологических противоречий с Владом Филатом, а тем более с бывшим членом ЦК ПКРМ Марианом Лупу. Поэтому, если бы Воронин честно хотел и желал, с любым из них он мог бы вполне успешно договориться. Но, конечно, только на равных условиях.
Однако Владимир Воронин на равных условиях ни с кем объединяться не захотел. Не захотел потому, что признавал и признаёт только один вариант «объединения»: все партнёры должны непременно «лечь под него». Лозунг «Всё или ничего!» очень нравится лично ему и его ближайшему окружению, но, увы, отталкивает от него потенциальных партнеров и союзников.
К сожалению, не только лидер оппозионной парламентской ПКРМ Владимир Воронин, но и лидер правящей парламентской ЛДПМ Влад Филат, и лидер правящей парламентской ДПМ Мариан Лупу также упорно не хотят осознать и понять, что для того, чтобы Молдова была единой страной, ни в коем случае нельзя разделять народ, нельзя разводить его под видом политической борьбы по разные стороны баррикады.
Пример цивилизованного ведения политической борьбы и лидеру оппозиционной ПКРМ Владимиру Воронину, и лидерам правящей коалиции Владу Филату и Мариану Лупу следует брать с США, где жёсткая борьба между конкурентами продолжалась до дня выборов президента, но почти сразу же после подведения их итогов перешла в мирное русло конструктивной общественной полемики.
Поэтому, если Филат и Лупу искренне хотят добиться прогресса в развитии страны, они не должны игнорировать ни ПКРМ, ни Партию социалистов. Они просто обязаны, имея большинство в парламенте, создать систему сотрудничества власти и оппозиции. Они должны научиться объединять усилия, поддерживая любые нужные и полезные для страны инициативы, независимо от того, кем они предлагаются. И первым шагом в этом направлении могло бы стать принятие закона об оппозиции, с последующей передачей оппозиции руководства Счетной палатой, Центральной Избирательной Комиссии и Координационного Совета по Телевизионному и Радиовещанию.
Говоря о политическом будущем ПКРМ в свете приближения новых парламентских выборов, хотел бы остановиться на следующих важных, на мой взгляд, моментах:
Во-первых, якобы «покаянное» выступление Владимира Воронина, на самом деле, чётко дает понять, что ни до выборов, ни после выборов невозможен никакой союз ПКРМ с теми, кто сегодня находится у власти. Разницы, как считает Воронин, между Гимпу, Филатом и Лупу нет никакой. Для Воронина и его партийной команды они все «одним миром мазаны». Они, по словам Воронина «преступники», «узурпаторы власти», «захватчики. В общем, всех их, «оккупантов», под трибунал!
Во-вторых, нет никакой надежды на то, что Воронин и его ПКРМ будут пытаться найти точки соприкосновения, чтобы объединить усилия в борьбе за возвращение во власть, с бывшими соратниками — Игорем Додоном, Зинаидой Гречаной, Владимиром Цурканом, Виктором Степанюком, Вадимом Мишиным, Василием Тарлевым. Для Воронина и его команды они только «предатели и негодяи», несмотря на то, что идейно и политически не изменили тем политическим идеям и взглядам, которые исповедовали, находясь в команде ПКРМ.
Выступая на конференции, Владимир Воронин заявил: «За восемь лет правления ПКРМ воспитала и взрастила не только два десятка негодяев и предателей, но и добилась вполне ясных и конкретных итогов, за которые нам не приходится стыдиться».
Очень интересное, скажу я вам, заявление. Хотелось бы, однако, спросить товарища Воронина, а с кем же именно ведомая им ПКРМ добилась этих успехов? Неужели только с Петковым, Петренко, Мушуком и Решетниковым? Разве это они пополняли бюджет, реализовывали социальные и экономические программы?
Пусть Воронин поедет в молдавские села и скажет там людям, что это они, его нынешние «орлята-воронята», всё это делали. Очень сомневаюсь, что люди ему поверят. Думаю, они, напротив, напомнят ему о том, какова роль в названных им «ясных и конкретных итогах» Гречаной и Тарлева, Додона и Мишина, Степанюка и Цуркана
Вот и всё, что можно и нужно было, на мой взгляд, сказать о том, как лидер ПКРМ, экс-президент Владимир Воронин «хотел покаяться», да только ещё больше нагрешил. Удивляться этому, впрочем, совершенно не стоит. Это ведь как в той самой песне, которую любили наши отцы и матери: «Каким ты был, таким ты и остался…»
Ничего не поделаешь. Крокодил не пятится, Воронин не кается. Так что, давайте лучше поговорим о том, что можно и нужно делать ПКРМ и всей молдавской левой оппозиции для того, чтобы освободить Молдову от оккупировавших её «плахотнюковцев».
Есть предложение Марка Ткачука: «Менять систему»! Интересное, признаюсь, предложение. Но реальное ли? Ведь для того, чтобы его реализовать, все партии должны отказаться от политической борьбы и уйти с политической арены, поскольку все они «впаяны» сегодня в эту систему.
Они производные от неё, она производная от них, а пресловутый «плахотнюкизм», в борьбе против которого призывает объединиться Марк Ткачук, это ничто иное, как «воронизм». Только, конечно, более молодой, хищный, более сильный и нахальный, потому что, образно выражаясь (цитата из комментариев на этом сайте), «стоит на плечах самого Воронина».
Нужно развивать гражданское общество и чувствовать себя гражданами Молдовы. Надо осознать, что никто, кроме нас самих, не изменит нашу страну к лучшему. А что касается политических союзов и коалиций, то тут, по моему мнению, есть несколько вариантов.
Первый. Создать Левоцентристский блок на базе ПКРМ и Партии социалистов. В этот блок могут войти и другие партии. Лидер блока должен быть определен на основе общенационального праймериза. Таким же способом должен быть составлен и список кандидатов в депутаты.
Если пойти этим путем, имея при этом хорошо продуманную программу возрождения страны, близкую и понятную большинству избирателей, если подобрать команду опытных профессионалов в исполнительную власть, которые могут эту программу реализовать, если убедительно довести их имена до сведения общественности, то победа этого блока будет вполне реальна.
Второй. Идти разными колоннами на выборы, а потом бороться за создание «большой коалиции», куда могут войти коммунисты, социалисты, либерал-демократы и демократы.
Есть, увы, и «третий путь». Но этот путь годится только для лидера Партии коммунистов Владимира Воронина и окружающих его ястребов: всегда, везде и всюду продолжать искать и находить врагов, ни с кем и никогда не договариваться о взаимодействии, терять испытанных членов и симпатизантов своей партии, чтобы, получив на следующих парламентских выборах менее 25% электоральной поддержки, начать уверенное падение в пропасть маргинализации и политического забвения.
Во всяком случае, анализируя «покаянную речь» Владимира Воронина и другие материалы конференции, я пришёл к выводу, что именно этим путем решили пойти молдавские коммунисты.
Честное слово, очень жаль, что среди них не нашлось ни одного человека, который встал бы в полный рост и повторил слова молодого Владимира Ульянова (Ленина): «Мы пойдём другим путём!».
— Виталий Андриевский (ava.md)
*Редакция портала Actualitati.md не несет ответственности за публикацию точки зрения высказанной в авторской статье