11 февраля кандидат на должность премьер-министра Юрий Лянкэ и лидер ПКРМ Владимир Воронин провели  первые официальные переговоры.  После встречи Воронин дал понять, что Партия коммунистов  готова поддержать премьера. Лянкэ ликовал, с трудом сдерживая свое глубокое удовлетворение от «успешных», по его мнению, переговоров.  

 Лянкэ — в утиль          

Понятно было, что шансы Лянкэ стать премьером равны нулю.  Поверить в то, что Воронин пойдет против воли кукловода, мог только безнадежно наивный простак.

Юрий Георгиевич до боли надоел трем Владимирам. В начале намекал на возможность приглашения европейского прокурора, потом норовил расследовать аферы в банковском секторе,  к которым и сам был причастен, а под конец и вовсе стал угрожать приглашением Михая  Гимпу в правящий альянс. Того самого Гимпу, от альянса с которым он же, Лянкэ, отказался весной  2013 года. Фактически Лянкэ вообразил, что может самовольно поменять формат власти, решать, кто может состоять в правительстве, а кто нет.

 Короче, совсем запутался Юрий Георгиевич.

Весь 2013 год Лянкэ посвящает борьбе с коммунистами. Но это не мешает ему в феврале 2015 петь дифирамбы Воронину и брать обязательства возлагать цветы к памятнику Ильичу.

В 2014-м «миротворец» Лянкэ  умудряется вести войну на два фронта: против собственного партийного босса  и против оппозиции в лице ПСРМ.

Во время осенних парламентских выборов премьер-министр ополчился уже и лично против Игоря Додона. То приписывал ему свои же «достижения», то есть, российское эмбарго, то размахивал пропитанными нафталином промокашками, обманывая избирателей, что именно Додон требовал скорейшего  подписания договора об ассоциации с ЕС. Не смущало Лянкэ, что на самом деле речь шла об ассиметричной, а не свободной торговле с ЕС. Тем более Лянкэ не вдавался в подробности, что такие решения принимало руководство страны, а не сам Додон.  Апогеем человеческой непорядочности Лянкэ стал визит в родное село лидера ПСРМ – Садово.  Привыкшему к неоновым огням Парижа и  Страсбурга, премьеру стоило огромных усилий воли спуститься в грязь молдавских сел. Но он сделал это! На встрече с садовчанами, Лянкэ обильно поливал грязью своего конкурента, одаривал обидными эпитетами, надеясь, что это услышат родственники и мать Игоря Додона.

Услышали. И задались вопросом: зачем все это? Где же элементарное уважение к людям?

Месть олигархов

 Учитывая вышесказанное,  каждый из трех Владимиров искренне  желал  провала Лянкэ.

 Филат надеялся   на избрание своего заместителя по партии в качестве премьера,  чтобы через несколько месяцев отправить его в отставку.

 Плахотнюку было выгоднее неизбрание Лянкэ и его сохранение в качестве рядового депутата. В этом случае, расчет состоял в том, что Лянкэ, скорее всего, расколет фракцию ЛДПМ.  Подтверждением этой мысли являются слова Анатолия Шалару, депутата от ЛП, который заявил, что лично Филат просил его не голосовать за избрание правительства.  Таким образом, Лянкэ заботливо преподнесли формальный повод выйти из партии и расколоть фракцию. Дескать, это козни Филата привели к его неизбранию.

 Возможно, так и было.  Однако за  пару дней до голосования Плахотнюк решил лично навестить либералов. Если верить  Михаю Гимпу, то олигарх упорно уговаривал либерала поддержать Лянкэ. Но Михаил Федорович проявил железную волю и выдержку! 

И кто же в это поверит? Отказать самому Владимиру Георгиевичу, а значит, и генпрокурору?

Мы думаем, что все было  с точностью до наоборот. Существовал риск, что Гимпу может не удержаться и проголосовать за Лянку. Шутка ли,  четыре года пробыть в  оппозиции к уже существующим двум (2013-2015).

Проголосуй бы Гимпу за правительство, то чуть позже Юрий Георгиевич, того и гляди, дал бы пару министерств либералам. И Европы могла подсобить. Поэтому олигарх лично пытался донести до Гимпу «позицию партии». 

В конце концов, победил сценарий Плахотнюка.  В итоге, Лянкэ не премьер. Правительство будет состоять из двух партий. Фракция ЛДПМ, скорее всего, будет расколота. ЛП отмывается от связи с кукловодом, значит, сможет  добивать ЛДПМ.  ПКРМ  будет в раскладах и попытается ослабить ПСРМ. У демократов все в шоколаде.

Однако и Влад Филат не скорбит особо по этому поводу.  Ну, уйдет Лянкэ, и скатертью дорожка. Баба с возу — кобыле легче. Габурич будет премьером, а Филат — председателем ЛДПМ.

В принципе, политическая ситуация такова, что выставь альянс и обезьяну, за нее все равно проголосуют. Причем единогласно.

Иначе досрочные выборы, и возможно, тюрьма.

Злые вы…уйду я от вас!

После голосования Лянкэ будто подменили.   «Никаких альянсов с коммунистами! Миноритарное правительство – бессмыслица. Без Гимпу альянс не выживет», — металлическим голосом возмущался премьер.

А ведь часом ранее Лянкэ устраивало и первое, и второе, и третье.  Через пару дней  Лянкэ уже созрел для развода с Филатом, заявляя, что поддержит кандидатуру К. Габурича, при условии, что за него не проголосуют коммунисты! В принципе, Лянкэ верен себе. На политбюро партии поддержал Габурича, после заседания стал выдвигать ультиматумы.

А мы что говорили?

Вся проблема состоит в том, куда уйдет Лянкэ: к либералам Михая Гимпу или  к олигарху Иону Стурзе, который спит и видит себя президентом.

И если первый сценарий неприятен для Филата, то второй не придется по вкусу и Плахотнюку.

Богдан ЦЫРДЯ

ПОДЕЛИТЬСЯ