День 30 ноября 2014 года стал поистине чёрным для Партии Коммунистов Республики Молдова. Точнее, для её рядовых членов, которые честно много лет делали всё, чтобы словосочетание «молдавский коммунист» звучало гордо. Ведь в 2001 году приход к власти ПКРМ означал подлинное спасение для умиравшей в муках от хозяйничанья всевозможных прозападных политиков и казнокрадов страны. Кто не помнит кошмар 90-х, когда зарплаты либо не платили, либо платили какими-нибудь тапками?…

Действительно, в первые годы правления коммунистов многое было исправлено и улучшено. На стороне ПКРМ были лучшие умы Молдовы, а также все настоящие патриоты. Но затем многое изменилось. Не будем сейчас подробно останавливаться на этих «переменах», они требуют длинного разговора. Скажем лишь, что с 2005 года кризис управления со стороны Владимира Воронина и тех, кто его окружал, стал проявляться всё больше и больше. Ну, а в 2009 году под напором тех, кому милее всего Запад и Румыния, партия сдала власть и ушла в оппозицию.

В оппозиции ПКРМ, откуда уходили всё новые и новые люди, терпела одну неудачу за другой. Позорным фарсом обернулся лозунг о «революции» в ноябре 2013 года. Да не о том речь! К выборам 2014 года стало ясно, что руководство Партии Коммунистов не собирается быть настоящей оппозиционной силой. Оно пошло на компромисс с властью. Некоторые даже называют этот компромисс сговором…

И вот теперь лидеры ПКРМ вместе с прозападными партиями поругивают даже российские телеканалы, выражают недовольство позицией России по молдавским делам. Как же, не их Москва поддерживает! А что вы, спрашивается, господа из нынешнего ЦК ПКРМ, сделали, чтобы Москва поддержала вас? Об этом мы ещё поговорим, но не сейчас.

Сейчас нам интересно поразмышлять: что собирается делать руководство ПКРМ дальше, после того, как избиратели дали чёткую оценку тем, кто вначале вилял, а затем пошёл на смычку с прозападными властями Молдовы?

Честно говоря, перспективы у ПКРМ выглядят мрачными. И вот почему.

Часть наиболее боевых коммунистов и даже отдельные партийные комитеты покинули ряды партии. Это обязательно скажется на результатах местных выборах, намеченных на 14 июня. Часть обычных агитаторов-коммунистов просто деморализована сменой курса Воронина и его нового окружения во главе с Артуром Решетниковым, Олегом Рейдманом и т.д. А те партийцы, кто ушли после 30 ноября, честно исполнив свой предвыборный долг перед партией, будут ещё и разоблачать воронинскую линию, обернувшуюся поражением некогда самой влиятельной политической силой Молдовы.

От общего мы сейчас перейдём к частному. В Кишинёве Партии Коммунистов лучше даже не пытаться выставлять своего кандидата на пост генерального примара. Ясно, что он не пройдёт. Кто не слеп, тот видит: фактическая правящая коалиция в составе ДПМ, ЛДПМ и ПКРМ будет делать всё, лишь бы не прошёл представитель подлинно левой партии – Партии Социалистов. Не исключено, что «тройственный союз» даже пойдёт на то, чтобы вновь «подарить» молдавскую столицу унионистам, чьим примаром с 2007 года является Дорин Киртоакэ. Если будет так, тогда положение ПКРМ ещё более ухудшится. Тогда Воронину придётся объяснять остающимся избирателям, почему коммунисты должны прямо или косвенно поддерживать не собратьев по левому флангу в лице ПСРМ, а тех, кто мечтает видеть Молдову в составе Румынии.

Может быть и по-другому. Для вида ПКРМ выставит своего кандидата в Кишинёве. Но победить он не сможет ни при каком раскладе. ДПМ, ЛДПМ, ЛПМ по-любому не будут поддерживать кандидата от партии Воронина. А сторонники дружбы с Россией и евразийской интеграции не простят Воронину блокировки с партией власти. Так что это будет просто участие ради участия. Что-то вроде олимпийского подхода. С нулевым или даже отрицательным результатом…

Ещё хуже будут обстоять дела у ПКРМ в Бельцах и на севере Молдовы. Там многие избиратели, ранее голосовавшие за ПКРМ, поддержат социалистов. Кто-то «Патрию». Но не ПКРМ! Выборы 30 ноября это показали, а с тех пор авторитет Воронина и его окружения выше отнюдь не стал. Нет у нынешних лидеров ПКРМ оснований надеяться на успех.

Но, может быть, у руководства ПКРМ и нет планов придать родной партии «второе дыхание»? Может быть, есть замысел досидеть нынешний парламентский срок, а там – либо по-тихому «слить» ПКРМ, либо влить её, как пишут иногда в СМИ, в состав другой политической силы?

Об этом мы поразмышляем в других наших статьях!

— Константин Терзи

ПОДЕЛИТЬСЯ