К избирательной кампании за пост Генерального примара Кишинева кандидаты подходят не совсем в равных условиях. Если большинство кандидатов излагают свое видение ситуации в городе в виде планов по развитию города, то, стремящийся всеми силами удержаться в своем кресле, Дорин Киртоакэ пытается показать, что за два срока своего руководства Примарией мы, кишиневцы, стали жить чуть ли не в самом передовом городе Европы. Именно эта мысль «ненавязчиво проталкивается во всех выступлениях и отчетах человека, имя которого для жителей Кишинева стало уже нарицательным для обозначения бездарного управления нашей столицей.

В преддверии выборов будет весьма полезным вспомнить основные моменты того, как некогда красивая столица республики, наш «Белый город», за последние 8 лет превращалась в нечто, на что сегодня подчас просто больно смотреть!   

Целая эпопея в деятельности Дорина Киртоакэ связана с очистными сооружениями Кишинева. Невыносимое амбре, которое захватывает весь город, начиная с июня месяца, при малейшем дуновении ветра со стороны аэропорта обсуждали все, кому не лень. Засев в примарском кресле, Дорин Киртоакэ начал с того, что обвинил в ужасающем положении этого важного объекта городской инфраструктуры всех предыдущих руководителей города. При этом, следует отметить, что за 8 лет пребывания нынешнего примара на своем посту, ситуация принципиально не поменялась. Как прежде, в теплое время года, порывы ветра с юго-востока заставляют кишиневцев закрывать окна и форточки и брезгливо морщиться.  И это несмотря на миллионы взятых в кредит и потраченных лей, отдавать которые придется городскому бюджету. Правда, были у нашего бравого примара и «коммерческие проекты» по получению прибыли из фекалий.  «Здесь будет что-то вроде рынка… Рынка по продаже грязи. Мэрия Кишинева начала производить товар из фекалий, и теперь хочет соорудить и рынок для этого ила», — заявил тогда столичный градоначальник.

Само собой разумеется, что, став генеральным примаром Дорин Киртоакэ не забыл о том, что является членом Либеральной партии. Которая, в свою очередь, является бизнесом, причем бизнесом семейным! Ну не мог, никак не мог Дорин не помочь своему дяде, главному либералу всей Молдовы Михаю Гимпу. Пример —  закупка топлива для муниципальных подразделений и общественного транспорта. Все годы примарства Дорина примария закупает ГСМ у одной фирмы. Она, в свою очередь, является дочерней компанией другого предприятия, подконтрольного Михаю Гимпу. Цена вопроса — полмиллиарда леев в год только на ГСМ.

Отдельным вопросом, который перерос в целую эпопею, является проблема городского транспорта в целом и маршрутных такси в частности. Именно при примаре Дорине Киртоакэ хозяева маршрутного бизнеса стали получать наивысшие прибыли. Есть весьма серьезные основания полагать, что владельцами наиболее прибыльных маршрутов являются высокопоставленные чиновники примарии, а отчисления от этого бизнеса пополняли кассу все той же Либеральной партии. Тем не менее, условия, в которых осуществлялась перевозка пассажиров, и дисциплина водителей маршруток были настолько ниже всякой критики, что примарии все же приходилось то и дело наводить порядок в системе функционирования этого вида транспорта. Водители маршруток отвечали забастовками и требованиями повысить плату за проезд, на что примария отвечала угрозами расширения троллейбусного и автобусного парка. Ну а последним достижением примарии под руководством Дорина Киртоакэ, стала реорганизация маршрутов. Изюминка этого нововведения заключалась в том, что об изменениях маршрутов не сообщалось никому, кроме водителей. В результате, люди неожиданно обнаруживали, что, садясь в привычном месте в привычную маршрутку, они едут совсем не туда, куда им надо. Подобные трюки примария проделывала не один раз, а когда все-таки соизволила обнародовать новые схемы маршрутов, многим они напомнили каракули малолетнего ребенка, который первый раз взял в руки карандаш и черкает им как попало.

Правда, надо признать, что это было ошибочное впечатление – схемы были составлены таким образом, что гражданам теперь приходится ездить с пересадками и вместо одной маршрутки пользоваться двумя, а то и тремя. Это, конечно, повысило расходы простых кишиневцев, но зато…ПРАВИЛЬНО – повысило доходы владельцев маршруток!

Кстати, с троллейбусами тоже связаны попытки «эпохальных нововведений» примара. Сначала он грозился организовать в Кишиневе отверточную сборку троллейбусов, но потом оказалось, что это обойдется гораздо дороже, чем покупать готовые. Тогда Дорин Киртоакэ собрался ограничиться установкой на троллейбусы GPS-приемников. Как объяснил Примар, это понадобилось для контроля над водителями, чтобы они не уклонялись с маршрута.   Возможно, странности отношения градоначальника к транспортным проблемам в какой-то мере объясняются его практическими эксцессами в этой области – за время своего руководства городом Дорин Киртоакэ неоднократно регистрировался как нарушитель Правил дорожного движения, а также участник и виновник ДТП. Апофеозом же его водительской биографии стала сбитая насмерть на междугородной трассе лошадь и разбитая в хлам служебная «Тойота».

Ну и конечно, описывая «бурную деятельность» Дорина Киртоакэ на посту Генерального примара, невозможно пройти мимо легендарной эпопеи с превращением улицы Диордица в пешеходную зону.

Прошвырнувшись по Европам, юноша из Колоницы обратил внимание на то, что во многих городах устроены пешеходные зоны. В пытливом уме юноши родилась мысль: «А не устроить ли что-то подобное и в Кишиневе? В конце концов, мы же ничем не отличаемся от Европы». После этого улица Диордица была обречена! И абсолютно не важно, что она никоим образом не подходила для пешеходной зоны. Ни малейшего значения не имело то, что никто в мире не отводит под пешеходные зоны улицы с таким наклоном как Диордица! И уж совсем некто не собирался обращать внимание на тот факт, что пешеходная улица пересекается двумя другими, по которым едут автомобили. Решение было принято, движение было перекрыто, и работа закипела. Кипела она, то и дело, остывая до температуры абсолютного нуля. Сначала причиной называлось отсутствие проекта, потом – отсутствие средств. В итоге, после трех лет мучений 200 метров «пешеходной» улицы были сданы в эксплуатацию.

Ходить по этой пешеходной улице не так уж приятно – булыжник подобран острый и неудобный, да и уложен он далеко не лучшим образом. А дамы на каблуках так вообще предпочитают обходить эту «пешеходную» улицу стороной. Ну а с тех пор, как буквально через месяц после торжественной сдачи, на улице образовались два провала, улицу Диордица обходят все, у кого только есть возможность сделать это. Кстати, подобные же провалы появились на улице Алба-Юлия практически через месяц после завершения ее реконструкции.

Кто-то может сказать, что Дорин Киртоакэ, может быть не силен в практических делах, но зато в Примарии идеально налажен оборот документов, отлично налажены другие стороны деятельности. Увы, это не так! В последнем опубликованном годовом отчете была дважды указаны статьи расходов на питание школьников и социальную помощь детям в малообеспеченных семьях, причем каждый раз – с другими цифрами. По большому счету, это мелочь по сравнению с описанными «подвигами» Дорина Киртоакэ. Но тем не менее, это немаловажный штрих к той картине общей деградации системы управления городом, к той разрухе, которая наступает на Кишинев после 8-летнего правления «евроинтеграторов». Спасти наш город и нашу столицу – долг всех кишиневцев, которые должны поставит «незачет» команде либералов и избрать наконец на пост примара компетентного и грамотного человека.   

— Максим Каммерер

ПОДЕЛИТЬСЯ