Отчет компании Kroll показывает, что не менее 13,5 млрд леев из бан­ков Banca de Economii a Moldovei, Banca Socială и Unibank попали в офшорные зоны только за последние ноябрьские дни прошлого года.

В то же время специалисты Национального банка Молдовы утвержда­ют, что лишь для рекапитализации этих трех перечисленных финансо­вых учреждений могут потребоваться порядка 33 млрд леев. Вместе с тем Центробанк и Служба по предупреждению и борьбе с отмыванием денег в составе Национального центра по борьбе с коррупцией признают, что эти три банка, обладающие почти третью банковских активов Молдовы, по­средством сомнительных сделок выдали кредиты, которые так и не были возвращены, и которые составляют 15 процентов ВВП страны.

Правоохранительные органы обещают, однако результатов так и нет

А будут ли когда-нибудь возмещены эти миллиарды леев? Директор Национального центра по борьбе с коррупцией дал гаран­тии в ходе закрытого заседания Парламен­та, что деньги будут возвращены до послед­него баня, но, как говорили потом отдель­ные депутаты, многим из них сложно пове­рить этим обещаниям.

Некоторые считают маловероятным про­ведение объективного и беспристрастного следствия по данному делу, без участия спе­циалистов из-за рубежа. Часть наших экс­пертов придерживается мнения, что доклад парламентской комиссии указывает на некомпетентность и безответственность членов административных советов банков, принявших незаконные решения о предоставлении довольно крупных кредитов не­большим компаниям, без какой-либо исто­рии кредитования, с нарушением внутрен­них процедур и положений Национально­го банка.

Безусловно, расследование ситуации об исчезновении миллиардов посредством Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank не перестает вызывать интерес. Правоохранительные органы пытаются рас­путать схемы посредников и вернуть хотя бы часть вывезенных из страны денег, следы которых таинственным образом были по­теряны где-то в недрах офшорных зон. Но они сталкиваются с трудностями в том, что касается квалификации совершенных преступлений и юридической оценки сомни­тельных сделок, с помощью которых деньги выходили за рубеж. Следствие констатиру­ет признаки таких преступлений, как отмы­вание денег, мошенничество, преступлений совершенных должностными лицами, на­несение убытка публичной собственности в особо крупных размерах вследствие мо­шенничества и превышения полномочий и др. Пока они уклоняются от комментариев по поводу уголовных дел, возбужденных по факту вывоза за границу миллиардов леев из «группы Banca de Economii a Moldovei. Источники в Генпрокуратуре объясняют это не только тайной следствия, но и отсутстви­ем реальных результатов.

Забыть об украденных миллиардах

Даже представители международных учреждений, которые работают в Республике Молдова, не думают, что миллиар­ды леев, исчезнувшие из этих трех банков, можно будет вернуть когда-нибудь. К при­меру, региональный директор Всемирного банка по Республике Молдова Алекс Кре­мер заявил недавно, что эти фантастические суммы можно списать, и что их надо бу­дет покрыть каким-то образом. Иного ис­точника кроме госбюджета Алекс Кремер не видит. А это означает, что деньги украл кто-то, а нам, жителям страны, придется расплачиваться из своей зарплаты, из сво­их доходов. Региональный директор ВБ в Молдове предлагает два варианта для по­крытия потерь из госбюджета: либо увели­чиваются доходы, что в настоящее время совершенно невозможно, так как для стра­ны начинается период кризиса, либо следу­ет урезать расходы, то есть зарплаты, пен­сии, соцпомощь и др. Иного пути нет, а по­тери следует возместить, категорически за­являет Алекс Кремер.

НБМ – главный виновник в хищении миллиардов

Говоря о возможных виновных и веро­ятных причинах исчезновения миллиардов леев из этих трех банков, представитель Все­мирного банка указывает на наших власть имущих. Из сказанного Алексом Кремером вытекает, что за последний год власти на­шей страны неоднократно были проинфор­мированы о беззаконии, которое творится в отечественной банковской системе, и у них было предостаточно времени для вмеша­тельства. Кроме того, результаты предвари­тельных расследований компании Kroll показывают, что в 2012-2014 гг. предпри­нимались скрытые и согласованные усилия для того, чтобы установить контроль над тремя названными банками, а затем, что­бы скрыть истинную суть сделок, был мак­симально увеличен объем предоставленных кредитов.

В то же время, по утверждениям мест­ных экспертов, невозможно было вывести из страны деньги из этих трех финансовых учреждений без ведома государственных органов. Речь идет, прежде всего, о НЦБК, Национальном банке, Генеральной проку­ратуре, НКФР. Было практически невоз­можно, так как законодательство позволяет им осуществлять мониторинг соответствую­щих денежных потоков. Все знали, но никто не предпринял никаких мер.

До настоящего времени также не было тщательно изучено, как выполняли свои обязанности госучреждения, почему они не выполнили свои полномочия в полном объ­еме и не предупредили хищение миллиар­дов из банковского сектора. Вместе с тем, региональный директор Всемирного банка по Республике Молдова полагает, что боль­ше всего в хищении миллиардов леев ви­новат Национальный банк Молдовы, кото­рый, по его мнению, располагал достаточ­ными инструментами, чтобы вмешаться и приостановить беспредел, охвативший бан­ковский сектор страны. Просто руководству Центробанка следовало проявить больше твердости, резюмировал Алекс Кремер.

 До настоящего времени не были предприняты необходимые меры, чтобы предупредить подобные случаи. 

vocea.md

 

ПОДЕЛИТЬСЯ