В минувшую пятницу, 17 июля 2015 года, в политической жизни Республики Молдова случилось очень странное и даже удивительное событие, услышав о котором из сообщений СМИ, мой старый и добрый приятель, один западный журналист, работающий в Кишинёве, с которым я в это утро мирно пил кофе и вёл оживлённую беседу о событиях в Греции, лишь удивлённо крякнул, почесал затылок и сокрушено сказал: «Ну и ну! Вот дела! Прямо-таки какое-то «коленопрекллонение  в Каноссе!», —  с чем я, впрочем, тоже не мог не согласиться.

В самом деле, в сенсационном утреннем сообщении молдавских СМИ об экстренно организованном 17 июля 2015 года в Кишинёве лидером Либерально-демократической партии, экс-премьер-министром Республики Молдова Владимиром Филатом специальном брифинге, на котором он поведал собравшимся журналистам, что приносит свои искренние и официальные извинения старшему коллеге по правящему Альянсу нескольких созывов Владимиру Плахотнюку, первому вице-председателю Демократической партии Молдовы, очень легко угадывается почти прямая аналогия с известной из истории Европы и вошедшей в поговорку ситуацией, которая разыгралась в январе 1077 года у ворот замка Каносса  в Северной Италии,  где германский король и император Священной Римской империи Генрих IV, низложенный и отлученный от церкви папой Григорием VII, придя сюда пешком и в рубище, стоял на коленях и три дня выпрашивал у него прощение.

С тех пор выражение «идти пешком в Каноссу», чтобы стать на колени перед закрытыми воротами, получило переносное значение – «согласиться на позорную капитуляцию». В наши дни под выражением «идти в Каноссу» чаще всего понимают акт покаяния или покорности. Сходные выражения существуют в немецком языке: «nach Canossa gehen», в датском, норвежском и шведском: «Canossavandring» или «Kanossagang», французском «aller а Canossa» и итальянском: «andare a Canossa» языках. Все эти выражения означают одно и то же:  покаяние, часто — против воли или вынужденное.

В сущности, только как откровенную капитуляцию Филата перед Плахотнюком и покаяние перед ним можно трактовать его слова на брифинге о том, что «господин Плахотнюк из тех людей, принести извинения которому является позитивным мероприятием. Это моё глубокое убеждение, подкреплённое многочисленными фактами… Нет такой ошибки, которую не сделает человек, и я как гражданин и патриот, не являюсь исключением. Функционирование требует гибкости, но сейчас мне важна честность. Я дорожу честью, и поэтому публично прошу господина Плахотнюка сохранить за мной это право. Абсолютным образом гарантирую, что каких-либо инцидентов с участием меня не произойдёт за всё будущее европейской коалиции, но если моему уважаемому партнёру снова потребуются мои извинения, я предоставлю их в соответствии с демократическими ценностями и принципами».

Вся эта предельно странная история вполне могла бы показаться каким-то первоапрельским розыгрышем, так как Влад Филат вовсе не из тех людей, которые любят признавать свои ошибки, да ещё и прилюдно в них каяться. Могло бы, если бы не одно «но»: всё это случилось после того, как накануне сотрудники Антикоррупционной прокуратуры и Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК) задержали и арестовали на 30 суток по подозрению в отмывании денег четырех человек по делу Banca de Economii, среди которых оказались близкие родственники лидера ЛДПМ, экс-премьера Влада Филата — муж сестры Ион Русу и племянник Владимир Русу. Помимо этого, в тот же день были проведены обыски в здании Ipteh, которое принадлежит Владимиру Филату, и в компании Caravita, замешанной в выводе десятков миллионов леев из Banca de Economii посредством выдачи неблагоприятных кредитов.

Как считают многие молдавские независимые политические эксперты, эти действия правоохранительных органов напрямую связаны с идущими переговорами по формированию новой «проевропейской» правящей коалиции и желанием Демпартии получить пост премьера, на который претендует Филат, сохранив за собой и кресло спикера Парламента. При этом особо подчеркивается, что за спиной силовиков явно маячит фигура главного молдавского «кукловода» Влада Плахотнюка. Делается также вывод о том, что все эти показательные аресты являются своего рода «ответной реакцией» Влада Плахотнюка на попытки Влада Филата очернить его в глазах американского дипломата – заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд, с которой он на днях встречался в Женеве, чтобы заручиться её поддержкой в своей попытке второй раз стать главой молдавского Правительства.

Комментируя случившееся, сам Влад  Филат написал на своей странице в Facebook: «Не хочу давать оценку произошедшему. Понимаю контекст, в котором это было сделано, так же, как понимают все остальные. Именно сейчас, когда формирование нового альянса находится на последней стометровке».

Тем не менее, как свидетельствуют заявления Влада Филата на созванном им в пятницу брифинге, дать «оценку произошедшему» ему всё-таки пришлось, однако она оказалась совсем не такой, как многими ожидалось, то есть не новым решительным вызовом Владу Плахотнюку, а униженным признанием его  победы над собой и неприкрытой попыткой замолить свои грехи перед ним: «Господин Плахотнюк является очень важной личностью, хорошо известной во всей элите и в среде интеллектуалов. Его достижения вызывают уважение у всех понимающих людей. Его вклад в развитие не только Молдовы, но и всей Бессарабии и близлежащего региона, такой как экономический и правовой, много значит в судьбах самых различных сограждан. Для меня важно и радостно находиться с ним в одной коалиции, и я буду просить о продолжении партнёрства. Пусть то, что было – забудется, а вспоминается только то, что должно быть и повторяться».

Особенно впечатлили слова Влада Филата, обращённые к журналистам, которых он поблагодарил «за возможность быть услышанным», поскольку «в этой ситуации сложно переоценить ваше влияние – без публичной ротации моих действий я мог бы чувствовать себя некомфортно, поскольку кулуарные извинения не удовлетворяют по-настоящему сильных мужчин и политиков».

Поможет ли это публичное самоунижение перед Владом Плахотнюком лидеру ЛДПМ, экс-премьер-министру Владу Филату, сказать трудно, учитывая все известные обстоятельства  их затянувшегося конфликта, в котором куда более опытному в такого рода делах «кукловоду» всегда удавалось ловкими «финтами» обходить Филата и оставлять его «при своих интересах».

Помнится, как в роковой (для него) день 13 февраля 2013 года Влад Филат, не имея парламентского большинства за своей спиной, вышел на трибуну Парламента и ударил «из всех стволов» по тогдашнему вице-спикеру Владу Плахотнюку. Помнится и то, как в итоге этой авантюрной «атаки легкой кавалерии» Влад Филат лишился затем (с подачи Влада Плахотнюка) поста премьер-министра по обвинению в коррупции и как Конституционный суд РМ (также не без подачи вездесущего Влада Плахотнюка) помешал ему вновь его занять при формировании нового Правительства, опять-таки по обвинению в коррупции.

Хотя, как известно, накануне Влад Филат почти точно так же, как сейчас, «покаялся» перед «кукловодом» в своей «ошибке» и заявил:  «Чтобы помириться  с кем-то, надо сначала поссориться. У нас часто бывают разные взгляды, разногласия с господином Плахотнюком, но это не означает, что мы не можем найти компромисс, идентифицировать консенсусные механизмы по принятию решений. В ходе дискуссий с господином  Плахотнюком мы говорили о том, что власть должна быть эффективной, мы должны сконцентрироваться на борьбе с коррупцией, на ускоренном внедрении реформ, на программах, ориентированных на людей».

Всё  это ему, однако, ничуть не помогло. Конституционный суд РМ снял Влада Филата с поста премьер-министра, восстановил в должности министров-либералов, сократил прерогативы врио премьер-министра, восстановил в должности Генерального прокурора, сделал несменяемым главу НЦБК Виорела Кетрару, подчиненного «кукловоду».

Таким образом, публично сделав вид, что «всё простил и зла не помнит», Влад Плахотнюк, в своей обычной манере, то есть чужими руками, снова нанёс Владу Филату мощный удар в спину.  Вся эта история была воспринята в обществе как явное свидетельство того, что подлинным  лидером Республики Молдова Влад Филат, вопреки его собственному высокому мнению о себе, быть неспособен. Из-за его высокомерия и неумения просчитать последствия своих шагов им слишком легко можно манипулировать.

Как известно из исторических документов, практические последствия «хождения Генриха IV в Каноссу» и унизительного «коленопреклонения» перед папой Григорием VII оказались совсем не такими, как он ожидал: хотя Генрих IV вернулся под покровительство церкви, папа Григорий VII не поддержал его в качестве законного правителя. Группа могущественных саксонских и южногерманских землевладельцев, среди которых были архиепископы Зальцбурга, Майнца и Магдебурга, постановила, что  Генрих IV безвозвратно утратил имперское достоинство, и лишила его права передавать императорскую корону по наследству.  

Нечто подобное, судя по многим признакам, вполне может случиться  и с Владом Филатом. Если у «кукловода» Влада Плахотнюка все подконтрольные ему ведомства чётко и послушно исполняют любые его приказы;  Демпартия, «хозяином» которой он, в сущности, является, на местных выборах показала неплохой результат; а против него самого никто никаких конкретных обвинений официально не выдвигает (а где её взять, эту конкретику, когда все «борцы с коррупцией»  в его собственном кармане?), то у Влада Филата дела,  напротив, очень плохи, многие порядочные и уважаемые в обществе люди категорически отказываться на него и с ним работать, считая, что репутация у него слишком сильно подмочена, а сам он слишком заносчивый, жадный и высокомерный человек. К тому же и Либерально-демократическая партия Влада Филата с каждым днём всё больше напоминает «тонущий корабль», с которого вот-вот убегут даже последние крысы. Но самое опасное для Филата заключается в том, что «кукловод» собрал на него такой убийственный компромат, что может теперь манипулировать им по своему усмотрению.

Куда более проницательный, чем Влад Филат, главный «кукловод» Молдовы Влад Плахотнюк уже давно понял, что только выбросив Филата за борт, «проевропейская коалиция» получит какой-то шанс сохранить себя на плаву, то есть во власти, принеся эту сакральную жертву на алтарь пресловутой «борьбы с коррупцией», чтобы порадовать Брюссель и Страсбург и успокоить народ.   В противном случае, она уже вскоре и навсегда исчезнет с политической сцены Молдовы, став поучительным  примером для последующих правлений, как нельзя поступать с народом.

Пойдя на такой отчаянный шаг, как «хождение в Каноссу», то есть коленопреклонение и покаяние перед Владом Плахотнюком в надежде на то, что тот смилостивится над ним и согласится ещё раз посадить его в кресло премьер-министра Республики Молдова, лидер ЛДПМ Влад Филат исходил из того, что если до 12 сентября 2015 года (крайний срок для назначения нового Правительства) «проевропейская коалиция» не поддержит его кандидатуру, то ему придётся просто бежать из Молдовы, чтобы нынешние «союзники» не выставили его перед всем народом в качестве главного и исновного виновника провала «проекта евроинтеграции», а также экономического и финансового банкротства страны.

Скорее всего, он снова ошибся. Премьер-министром он вряд ли снова станет, а вот удобным «козлом отпущения» за все прегрешения «проевропейской» правящей коалиции – вполне может стать. И никакие американские и западноевропейские «друзья и благодетели» ему в этом случае руку помощи не протянут.

— Владимир Доронин

ПОДЕЛИТЬСЯ