Молдавская общественность обеспокоена: назначенная «по квоте Либеральной партии» министром просвещения Республики Молдова одиозная госпожа Корина Фусу, известная своим радикализмом, не успев переступить порог служебного кабинета, тут же заявила о намерении ввести в нашей стране ювенальную юстицию («правосудие для несовершеннолетних»), чтобы, дескать, научить «неразумных» молдавских родителей «правильно воспитывать» подрастающее поколение.
В этих целях Корина Фусу предложила принять в Республике Молдова (впервые в её истории!) «государственную стратегию», направленную на «правильное родительское воспитание». Проект этой стратегии, однако, слишком сырой, ходульный, оторванный от существующих молдавских реалий, в нём много подозрительных неясностей и странных недомолвок, а потому серьёзные эксперты обоснованно считают, что он нуждается не только в основательной доработке, но и, что самое главное, в открытом и широком общественном обсуждении, поскольку вряд ли можно согласиться с тем, что правильность или неправильность существующей практики воспитания будет единолично определять сама госпожа министр, не являющаяся к тому же специалистом в области педагогики.
Надо признать, что при беглом ознакомлении с этим проектом может показаться, что многие его положения вполне приемлемы. Например, поправки в законодательство РМ, позволяющие наказывать отцов и матерей за пренебрежение своими родительскими обязанностями (при непосещении детьми школьных занятий или их асоциальном поведении), или предложение ввести в Молдове профессию домашнего воспитателя и обучение по специальности «Родительское воспитание». Не вызывает возражения и главная цель этого проекта, которая состоит в том, чтобы повысить уважение детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовить их к браку и семейной жизни, для чего предполагается сформировать в Молдове необходимые условия для правильного воспитания детей при помощи прессы, Интернета и телевидения.
При более внимательном изучении предложения Министерства просвещения РМ выясняется, однако, что они носят в основном декларативный характер, за большинством из них не просматриваются конкретные действия, в них лишь вскользь упомянуты, но не детализированы основные проблемы и вызовы современного молдавского общества, на решение которых должна быть направлена данная стратегия, а это создает большие возможности для произвольной их интерпретации и принятия безответственных управленческих решений.
Молдове нужен документ, который, прежде всего, обозначит все факторы, которые сегодня негативно влияют на детей, а также наметит конкретные и вполне реальные в нынешней ситуации меры по улучшению ситуации в этой важнейшей сфере. Надо предельно аккуратно выстраивать все социальные составляющие этой программы, чтобы не усиливать и без того напряжённые отношения в молдавском обществе, исходя из того, что вопросы воспитания разные люди понимают по-разному. Поэтому требуется конкретизация целей и содержания воспитательного процесса, более четкое соотношение их с поставленными задачами. Особое внимание следует уделить механизмам реализации стратегии, ясному пониманию всех планируемых действий.
По мнению большинства независимых экспертов, предлагаемая руководителем Министерства просвещения РМ Кориной Фусу стратегия является исполнением «заказа» влиятельных иностранных доноров и неправительственных организаций США и ЕС, стремящихся навязать молдавскому народу свои собственные правила воспитания молодого поколения, а потому ориентирована на западные ценности и идеологию, не отвечающие местным реалиям и образовательным и педагогическим традициям Республики Молдовы.
Под прикрытием данной концепции западные доноры намерены продвигать в систему воспитания и обучения нашей страны свои собственные методологии, которые абсолютно не учитывают критерии национальной самобытности молдавского народа. Особое беспокойство у молдавской общественности вызывает тот факт, что после того, как проект стратегии воспитания будет утвержден Правительством РМ, Министерство просвещения разработает свой собственный комплексный план по ее реализации, который станет обязательным для всех образовательных и детских учреждений на территории Молдовы, то есть новые правила воспитания так или иначе коснутся всех граждан страны.
Нетрудно заметить, что ряд методик, указанных в проекте Министерства просвещения РМ, вряд ли могут быть реализованы на практике. Например, методики принудительного перевоспитания «плохих» родителей в «хороших», обученных демократическим ценностям и методам воспитания. К тому же разработчики проекта делают акцент на «приоритет прав ребенка», но при этом почему-то забывают (!?) указать на его обязанности по отношению к родителям, семье, обществу, государству, а также предусмотреть реалистичные меры, направленные на устранению существующих социальных проблем в молдавских семьях, которые, по сути, приводят ко всем нынешним недостаткам и пробелам в родительском воспитании.
Наибольшую тревогу, однако, у экспертов, педагогов и представителей молдавской общественности вызывает обоснованное подозрение в том, что предлагаемая главой Министерства просвещения РМ Кориной Фусу стратегия может дать старт процессу введения в Республике Молдова ювенальной юстиции, то есть специализированной судебно-правовой защите детей и подростков, а также созданию в нашей стране, по примеру ведущих государств Евросоюза, сети специальных учреждений по перевоспитанию несовершеннолетних нарушителей закона и порядка.
Эта идея встречает в нашей стране отрицательную реакцию со стороны большинства молдавских граждан, которые опасаются, что ювенальная юстиция может разрушить традиционный институт семьи и спровоцирует новую волну коррупции со стороны чиновников. Поэтому многие специалисты-педагоги и социальные работники, а также представители молдавской общественности настроены категорически против ее внедрения в нашей стране в том виде, как она представлена на Западе.
Как считает Союз адвокатов Республики Молдова, перспектива простого заимствования нашей страной системы ювенальной юстиции западного образца совершенно неоправданна, поэтому необходимы поиск и разработка модели, которая окажется наиболее эффективной в наших условиях. Если же такой компромисс не будет найден, то органы опеки, суды и другие структуры, действующие в Республике Молдова, могут и без системы ювенальной юстиции, причём вполне эффективно, разрешать конфликты с участием несовершеннолетних. При этом надо учитывать, что свыше 90% стран мира отказались от введения у себя системы ювенальной юстиции, и вполне успешно обходятся без неё.
Дело в том, что ювенальная юстиция, по своей сути, не устраняет социальные проблемы в воспитании детей, а лишь вносит элементы контроля в повседневную жизнь семей, что вступает в жёсткое противоречие с национальной ментальностью и традиционной культурой тех стран, где она внедряется, порождая множество острых конфликтов в обществе. Неудивительно, что результаты введения ювенальной юстиции во многих странах оказались крайне отрицательными, вызвав рост числа распада семей, массовые протесты со стороны родителей, распространение в среде молодежи наркомании, алкоголизма, сексуальной распущенности, а также увеличение числа дел по лишению родительских прав.
Учитывая, что разработчики проекта из Министерства просвещения Республики Молдова намерены наделить социальных работников широкими полномочиями, дающим им право вмешательства в процесс воспитания и образования ребенка, но при этом освобождают их от должностной ответственности за свои действия, нетрудно спрогнозировать, что в случае принятия этого проекта, в нашей стране резко возрастет вероятность неконтролируемого вмешательства чиновников в дела отдельных семей, а также навязывания ими родителям своих рекомендаций относительно того, как им следует воспитывать детей. Велик также риск того, что, учитывая местные реалии, лишение родительских прав в Республике Молдова «поставят на конвейер», причём за судьбу оторванных от родителей детей никто не будет нести ответственности, поскольку на осуществление действительно нужных и полезных программ воспитания у Молдавского государства нет сегодня финансовых и материальных ресурсов.
Надо учитывать, что действующие Конституция и Семейный кодекс Республики Молдова предусматривают все ситуации, в которых ребенок может быть отделен от родителей. В частности, это может произойти тогда, когда ребенок живет в семье алкоголиков, подвергается физической агрессии или насилию со стороны родителей. Но даже в этих случаях ребенка забирают только после того, как суд лишил родителей родительских прав. А по проекту Министерства просвещения РМ ребенок может быть отнят из семьи, если лишен родительского внимания, не имеет надлежащую одежду, не соблюдает правила гигиены, не получает медицинскую помощь, не ходит в школу или оставлен без присмотра, без решения суда. Для этого достаточно будет лишь решения специальной комиссии, которая оценит ситуацию ребенка и решит, будет ли он оставаться в семье, или же переведен в специальные учреждения, или в другую семью.
Конечно, в Молдове есть семьи, где царит нищета, где родители пьянствуют и постоянно бьют своих детей. Конечно, в такие ситуации вмешиваться надо. Такое вмешательство предусмотрено и регламентировано действующим законодательством. Но попытка внедрить в Молдове ювенальную юстицию будет означать возможность прямого вмешательства государства в семейные дела, не имея решения суда. Поэтому ювенальная юстиция, предусмотренная проектом молдавского Министерства просвещения, способна разрушить институт семьи.
Надо особо учитывать, что наши нынешние традиционные представления о семье кардинально отличаются от точки зрения ювенальной юстиции, действующей в США, а также в Германии, Великобритании, Франции и ряде других стран Евросоюза.
Например, если у нас принято считать, что это наша семья — это наши дети, это наша личная жизнь, то ювенальная юстиция даёт право чиновникам тех стран, где она внедрена, говорить: «Мы имеем право досмотра любой семьи и право изъятия из неё ребёнка по нашему личному усмотрению, без решения суда». Если мы сегодня традиционно считаем, что иметь много детей в семье – это хорошо, то ювенальная юстиция, напротив, заявляет; «Большое количество детей в семье снижает качество жизни каждого ребёнка и создаёт повод для его изъятия».
Если мы, молдавские родители, сегодня сами решаем, как нам одевать, кормить, учить, воспитывать своих детей, то ювенальная юстиция даёт право чиновникам заявить: «Мы оцениваем и диктуем родителям обязательные для исполнения методы воспитания и ухода за ребенком, нарушение которых даёт повод для изъятия ребёнка из семьи». Если мы традиционно считаем, что наши внутрисемейные конфликты – это наше личное дело и мы сами должны их решать, то ювенальная юстиция предписывает: «Ребенок по каждому случаю конфликта в семье или в школе должен жаловаться на родителей или педагогов психологу, омбудсмену или полиции по телефону доверия».
Если мы уверены в том, что и мы, и наши дети – граждане Республики Молдова, а потому имеют равные права, то ювенальная юстиция провозглашает: «Права ребенка выше прав родителей, поэтому у родителей присутствует презумпция виновности по отношению к детям». Если мы исходим из того, что если кто-то посягнёт на целостность нашей семьи, то мы обратимся в суд и добьёмся защиты и восстановления справедливости, то ювенальная юстиция наделяет чиновников правом заявлять: «Мы – особая инстанция, неподсудная и неподконтрольная как местным, так и международным судам».
На примере Германии можно наглядно показать, с чем столкнутся граждане Республики Молдова после вступления в силу проекта Корины Фусу и её коллег из Министерства просвещения, когда их посетит работник органов опеки. Они могут столкнуться с «фактором неожиданности» (то есть у них просто могут изъять ребенка), если социальный работник выявит: а) плохой уход за ребенком (гуляет во дворе или сам возвращается из школы); б) следы избиений (ссадина или синяк на коленке); в) плохие жизненные условия (в квартире делают ремонт); в) аморальное поведение родителей (ходят дома в трусах и в майке); г) антисанитария (в доме есть собака или кошка, разбросаны на полу игрушки); д) эксплуатация детского труда (приучают детей мыть посуду); е) плохое питание (в холодильнике нет набора продуктов, который там «должен быть)».
Ювенальную юстицию сначала планируется использовать для фактического уничтожения института семьи, который в Республике Молдова и так сейчас далеко не в лучшем состоянии. Затем она превратится в инструмент запугивания и тотального контроля. В отдельных странах постсоветского пространства, вошедших в ЕС (Литва, Латвия, Эстония) этот план уже реализован.
Вот и задумаемся, нужна ли нам, молдавским гражданам, сегодня навязываемая Вашингтоном и Брюсселем ювенальная юстиция, которая разрушает семьи? Разумно ли взамен тех довольно скромных финансовых средств, которые приходят к нам с Запада, уничтожать институт семьи в Республике Молдова?
Готовы ли мы поступиться независимостью своей семьи, традиционным правом самостоятельно решать все её вопросы, определять приоритеты воспитания и устройства семейной жизни, традиционными детско-родительскими отношениями, исходящими из подчинения младших старшим, предоставив неограниченную возможность вмешательства разнообразных структур в дела нашей семьи и ограничение естественного права родителей не только на рождение ребенка, но и на его воспитание в избранной им системе ценностей?
Согласны ли мы с тем, что в результате внедрения ювенальной юстиции в Республике Молдова мы будем обязаны содержать, кормить, поить наших детей до восемнадцати лет, а вот дети нам, своим родителям будут ничего не должны? В результате чего у наших детей неизбежно сформируется извращенное представление о своих правах и обязанностях.
Нужна ли ювенальная юстиция в Республике Молдова? Вопрос пока остается открытым. Решить его каждый из нас должен для себя сам, а затем высказать своё мнение власти, которая обязана провести по этому вопросу общенациональный референдум.
Это тем более важно и необходимо, что пресловутые либеральные реформы, о которых постоянно говорят наши «проевропейские» власти, не привели к сплачиванию и консолидации молдавского общества. Более двадцать лет молдавский народ раскалывают по национальному, территориальному, социальному и другим принципам, а сегодня к нам в дом постучалась ещё и ювенальная юстиция.
Лучший способ помочь либералам довершить дело разрушения нашей страны — это безучастно наблюдать, как Республику Молдова подталкивают к убийственному для нее решению относительно ювенальной юстиции.
— Николай Тасмалы