3t3yt3y3y3.jpg

В минувшее воскресенье в столице Молдавии городе Кишинёве прошёл марш «унионистов», который по разным информационным источникам собрал от двух до пяти тысяч участников, большая часть которых была привезена из-за Прута. Непосвящённому читателю следует напомнить, что попытки превратить Молдову в румынский жудец уже предпринимались, и она находилась в составе Румынии с 1918-го по 1940-ой год. Мировым сообществом это рассматривалось как акт оккупации. Несмотря на шумную пропаганду прошедшего мероприятия, следует признать, что мероприятие «не прозвучало» и тема унионизма в Молдавии не популярна.

Тем не менее, в марте 2016 года экс-президент Румынии Бэсеску запросил правительство Молдовы о предоставлении ему молдавского гражданства. И, буквально, через два дня после этого молдавскими СМИ был озвучен план бывшего советника премьер-министра Румынии, эксперта Фонда университета Черного моря румынской академии наук Петришора Пую: «Единственный способ» присоединиться «к евроатлантическим структурам безопасности (НАТО) и европейским политическим структурам (ЕС)» — это перевести территории между Прутом и Днестром под полное управление румынских законов».

Согласно этому плану, никакого референдума вовсе не потребуется. Слияние просто утвердят парламенты, после чего будет избран законодательный орган объединенной Румынии. В парламенте и правительстве предлагается сохранить для представителей Молдавии квоту в 20% в течение 20 лет. А упомянутый выше Бэсеску, очевидно, должен, по задумке автора, стать президентом Молдовы и в соавторстве с одиозным молдавским олигархом провернуть всю эту операцию.

Есть сомнения, что весь этот план не мог бы возникнуть без чуткого руководства Госдепа. Без этого «высочайшего соизволения» никакие румынские эксперты, никакая прозападная молдавская оппозиция не посмели бы его озвучить. Все понимают, что призывы, направленные на объединение с Румынией, могут обернуться началом хаотизации жизни, кровавых вооруженных конфликтов и гражданской войны на территории Молдовы. Очевидность подобного развития событий иллюстрирует ситуация в соседней Украине, которую поманили в европейскую семью и бросили… Грубо, цинично, без каких-либо референдумов. Украинский прецедент заставляет  и нас задуматься.

 Не вызывает сомнений, что попытки уничтожения молдавской государственности вызовут массовые протесты. Очевидно, что мы сразу ставим крест на Приднестровье. Однозначно по этому поводу высказалась на референдуме Гагаузия – союз с Россией.  Впрочем, согласно опросов,  большинство граждан нашей страны тяготеет к Евразийскому вектору развития.

Но предположим невозможное. Невозможное, потому как поглощение Молдовы Румынией не устраивает ни старую Европу, со своими беженцами, ни Румынию, с проблемными Трансильванией и Добруджей. Молдавия всегда была полиэтнична. Попытка построить здесь национальное (румынское) государство губительна для страны. О сложных многовековых путях становления Молдавии говорит её топонимика. Многие названия городов и сёл имеют тюркские корни. О многонациональном составе  общества свидетельствуют молдавские фамилии Руссу, Руснак(русские), Сырбу(сербы), Унгуряну(венгры) и многие другие. Украинские, польские, еврейские, армянские корни уходят в глубь веков.

Но если. Предположим худшее. В случае поглощения Молдавии Румынией, Тирасполь и Комрат сразу же предпримут все возможные действия, чтобы добиться признания Россией независимости Приднестровской Молдавской Республики и АТО Гагауз-Ери. И имеют для этого все политические и юридические основания, только дай повод.

Мы все прекрасно помним, что в ПМР 17 сентября 2006 г. был проведён республиканский референдум «О независимости Приднестровья и присоединении к России». Его результаты были предсказуемы, и они нам известны: за объявленные цели проголосовало 98,8 % населения Приднестровья. Если бы этот референдум был проведён сейчас, вряд ли, его результаты были бы какими-то иными.

Так, в марте 2016 года МИД ПМР в очередной раз заявил: «Вновь подчеркиваем, что Приднестровье ни в каком качестве не соотносит свой стратегический вектор развития с теми или иными устремлениями Республики Молдова. Курс ПМР определен народом Приднестровья в ходе свободного волеизъявления на референдуме 2006 года».

В Гагаузской автономии 2 февраля 2014 г. были проведены два консультационных референдума: «О векторе внешней политики Молдавии» и «Об отложенном статусе Гагаузии». Их результаты ничем не отличались от итогов референдума в ПМР: за вступление Молдавии в Таможенный союз проголосовало более 98% избирателей.

Таким образом, опираясь на результаты этих референдумов, в случае поглощения Молдовы Румынией, Гагаузия и Приднестровье сразу же объявят о своей независимости. Глядя на развитие ситуации в Украине, нетрудно предположить, что это подобные шаги приведут к эскалации напряжённости, вплоть до кровопролития, под чутким руководством евроатлантического штаба. В Приднестровье на сегодняшний момент проживает более 200 тысяч российских граждан. С каждым месяцем увеличивается их число и в Гагаузии. Что неудивительно: люди хотят обезопасить себя от непредсказуемости власти. Россия не сможет в той или иной форме не вступиться за своих граждан. Следовательно, территория Молдовы вполне может превратиться в очередное противостояние между Западом и Востоком. Надо ли нам это? Очевидно, что  нет.

Унитарная Молдова далеко не однородна, и если село Колоница можно считать центром унионизма в республике, то тот же Тараклийский район, который неразрывно связан с Гагаузией территориально, является сторонником пророссийского вектора развития.

В последней декаде марта 2016 года Муниципальный совет города Бельцы единогласно выступил с обращением к парламенту Республики Молдова, потребовав от него возобновить процесс разработки и выдвижения законопроекта об особом статуте г. Бельцы.

Данный документ готовился с лета 2014 года и призван обеспечить второй по величине город республики механизмами развития в рамках процесса децентрализации. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день Бельцы остаются донором республиканской экономики и, по сути, являются ключом к северным районам Молдовы. Бельцкий муниципальный совет уже давно добивается предоставления городу особого экономического статуса.

Делаем выводы: прожекты, связанные с присоединением Молдовы к Румынии в 2018 г., могут повлечь одномоментное возникновение трёх горячих точек, охватывающих около 40% территории крошечной Молдовы. Ситуация на Донбассе, территория которого менее 10% от общей территории громадной и экономически мощной по сравнению с Молдовой Украины, за 2 года довела страну до полной разрухи, хаотизации и обнищания. Пожар освободительной войны на 40% территории Молдовы превратит её в руины за два месяца, а то и быстрее.

Понимают ли это «бархатные» румынские захватчики и их западные кураторы? Очевидно, что понимают. Так, например, известный румынский социолог и геополитик Дан Дунгачиу в своей статье в Adevarul пишет, что в случае реальных шагов по присоединению «уже де-факто федерализированной Молдовы» к Румынии «Гагаузская автономия и Приднестровье юридически и фактически будут контролировать внешнюю политику страны». И ещё: «Приднестровье получит особый статус, и вместе с Гагаузией де-юре и де-факто будет контролировать внешний вектор и вектор обеспечения безопасности Молдовы. Для Москвы это единственная гарантия того, что в среднесрочной перспективе евроатлантическая интеграция Молдовы не будет возможна».

Остаётся поправить геополитика: без крови не будет возможна. Но поскольку Госдепу и его сателлиту – Румынии плевать на молдавскую кровь, как было плевать на украинскую, сирийскую, ливийскую, сербскую и т.д., авантюрный план по слиянию Молдовы с Румынией принят, озвучен и будет воплощаться в жизнь. Будем надеяться на лучшее.

Ашот Варзян

ПОДЕЛИТЬСЯ