В столице отопительный сезон начался как обычно, в середине октября. Как и в прошлые годы, подключение к централизованной сети АО «Termoelectrica» началось со школ, детсадов, больниц, в течение этой недели идет подключение жилого фонда. Независимые эксперты анализируют: можно ли было в этом сезоне избежать повышения тарифа на тепло для потребителей, и насколько готова к зиме теплоэнергетическая отрасль?
В беседе с корреспондентом «ЛП» председатель Кишиневской муниципальной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, энергетик с 30-летним стажем работы Александр Комаров напомнил, что в столице за последние годы нагрузка упала с 1,9 млн Гкал/час до 900 тыс. Гкал/час. Что при уменьшении нагрузок и постоянных затратах ведет к значительному увеличению тарифов. Такова объективная реальность. Причин, почему нагрузка в централизованной сети уменьшается, несколько. К сожалению, нет внятной политики государства на развитие теплоэнергетического комплекса. Да, упало промышленное производство и централизованным теплоснабжением перестали пользоваться множество заводов и фабрик. Но строится большое количество жилых и административных зданий, где изначально устанавливают автономное отопление на природном газе. В итоге страдают производители тепла, ТЭЦ, экология и безопасность. Появляются тысячи отдельно взятых небезопасных точек. Но в случае увеличения нагрузки и подключения их к централизованному теплоснабжению удалось бы уменьшить существующие тарифы.
-Что я подразумеваю под отсутствием политики в сфере теплоэнергетики, — продолжает Александр Комаров. -Во всех странах власти всесторонне поддерживают технологию когенерации, потому что цена вырабатываемой Гкал всегда дешевле. Надо сохранить централизованное теплоснабжение! Энергетика очень денежноемкая отрасль и ее необходимо постоянно поддерживать. Если завтра все рухнет, то денег на восстановление энергокомплекса никто не найдет. И тогда огромное количество квартир останется без отопления и Молдова не будет знать, что с этим делать…
Другой вариант — полный переход на индивидуальные газовые котлы, но это тупиковый путь, который не имеет финального решения. Это две разные философии, за день их не реализуешь.
В Молдове могут сказать: мы заканчиваем с централизованным отоплением и объявляем, что полностью переходим на индивидуальные газовые котлы. Технически ситуация такова, что может оказаться: это последний отопительный сезон в Кишиневе! Ведь нет логической перспективы развития предприятий теплоэнергетического комплекса. Ну, может быть, удастся продержаться еще пару лет. Что потом?
На сегодняшний день картина следующая. В Кишиневе существуют две теплоэлектроцентрали, ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, которые работают в режиме когенерации (совместной выработки тепла и электроэнергии), при котором производство тепла значительно дешевле. Также, в городе действуют Восточная и Южная котельные, а также насчитывается 17 котельных малой мощности в пригородах, которые производят только тепло.
Какие сегодня затраты на производство тепла: для ТЭЦ-2 это примерно 640 леев за Гкал; ТЭЦ-1 – 730 леев; на водогрейных котельных – 1200 леев за Гкал. Затраты всех источников перемешивается и получается на выходе средний тариф, который доводится до конечного потребителя.
В последнее время руководство АО «Termoelectrica» вывело ТЭЦ-1 из рабочего режима. В результате, в теплоэнергетической системе Кишинева произошли изменения. В прежние годы подачей горячей воды в летний период занималась ТЭЦ-2, однако с уменьшением нагрузки она уже не в состоянии это делать. ТЭЦ-2 — большая станция. В летний период текущего года ТЭЦ-2 не смогла заниматься подачей горячей воды из-за того, что количество воды было меньше 3 тыс. кубометров в час, а уже при 2,2-2,5 тыс.кубометров в час появляется угроза сжигания котлов. В таком случае было бы правильно перевести летнее снабжение горячей водой на ТЭЦ-1, которая располагает турбинами меньшей мощности. Однако руководство АО «Termoelectrica» поступило по-другому: ТЭЦ-1 не использовалась, а были задействованы водогрейные котлы ва небольших котельных. Что резко увеличило затраты. Если бы ТЭЦ-1 работала, то за два летних квартала этого года экономия была бы не менее 70 млн леев (по сравнению с производством на ТЭЦ-2).
Такие расчеты сделаны специалистами института энергетики Академии наук. Более того, если летом на ТЭЦ-1 производить горячую воду не 7, а 6 месяцев (с апреля по сентябрь), то величина экономии составила бы 100-120 млн леев. Расчеты ученых были предоставлены в НАРЭ и в «Termoelectrica», где их посмотрели. И никаких возражений не возникло.
Легко подсчитать, что при экономии в 100 млн леев и нагрузке 900 тысяч Гкал, можно было бы снизить тариф на 110 леев. Однако НАРЭ по запросу от АО «Termoelectrica» приняло решение о повышении с 1 октября 2016 года тарифа на тепловую энергию для потребителей в Кишиневе с 987 лей за Гкал до 1068,22 лея за Гкал. То есть, потребители будут платить на 81,22 лея больше.
-Политика руководства «Termoelectrica» направлена на то, чтобы полностью закрыть ТЭЦ-1, что совершенно недопустимо, — говорит Александр Комаров. — В принципе, они уже вывели ТЭЦ-1 из эксплуатации. Здесь не выполнены регламентные работы, все котлы не прошли предподготовку к отопительному сезону, не выполнены ремонтные работы. При отсутствии ТЭЦ-1 энергобезопасность Кишинева резко падает! А в случае чрезвычайной ситуации на ТЭЦ-2 это может привести к энергетическому коллапсу в городе.
Какая сейчас ситуация на ТЭЦ-2. На втором блоке наблюдается вибрация, в 1,5 раза превышающая регламентируемую. Этот блок аварийно выведен в ремонт и не в состоянии нести нагрузку. Надо вскрывать цилиндры. Блок не готов к зимнему отопительному сезону, а это минус 80 МВт/час электрической мощности и 120 Гкал/час тепловой.
На блоке номер три не прошел ремонт РВП — редукционный воздушный подогреватель. Это устройство, которое подогревает воздух перед поступлением в котел. Блок не в состоянии нести номинальную нагрузку, потому что потери природного газа (используемого в качестве топлива) при сжигании будут значительно выше. И, соответственно, цена одной Гкал резко повысится, потому что блок работает не экономично.
Остается пока только первый блок. Если что-то с ним случится, то ТЭЦ-2 будет выведена из рабочего режима. И тогда получится, что в Кишиневе нет ни первой, ни второй станции. Такого за всю историю Молдовы не было никогда!
Естественно, что в такой критической ситуации с ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 горячая вода и зимнее отопление будут опять производиться на водогрейных котлах в котельных. Как было показано выше, цена одной Гкал на водогрейных котлах в два раза выше. Соответственно, затраты будут большие и тариф для потребителей вновь поползет вверх.
Как заявил Александр Комаров, когда я задал вопрос НАРЭ: «почему вы допускаете, что блоки ТЭЦ-2 работают не экономно», то был ответ простой: «мы не вмешиваемся в экономическую деятельность предприятия». О технических аспектах в НАРЭ вообще молчат. Но те энергетики, которые осведомлены о реальном состоянии оборудования в «Termoelectrica», знают, что зима этого года будет страшной. Дай Бог, чтобы выкрутились, прошли. К сожалению, эта информация закрыта и не выходит за пределы АО «Termoelectrica». Судя по всему, ни в правительстве, ни в минэкономики (которому подчиняется «Termoelectrica») не владеют информацией о том, что у них происходит в теплоэнергетическом комплексе.
Надо сказать, что любая ТЭЦ совмещает в себе очень сложные вещи. Например, на ТЭЦ-2 валы турбин и генератора весят до 80 тонн, давление в котлах 150 атмосфер, с температурами 450 градусов Цельсия. И вращается вал со скоростью 3 тысячи оборотов в минуту. Ремонтировать такую технику могут только специально обученные люди.
В прежние времена в Молдове действовали три специализированные ремонтные фирмы: «Молдэнергоремонт», «Южэнергоремонт», выручала ремонтная организация при Молдавской ГРЭС. За последнее время ремонтников сократили и теперь просто нет специалистов, которые в состоянии осуществить работы. Поскольку на втором блоке ТЭЦ-2 идет вибрация, надо срочно этот блок ремонтировать, вскрывать цилиндры, перезаливать подшипники. Но никому дела нет…
Ремонт откладывается, но рано или поздно его придется делать. И чем сложнее будет впоследствии ремонт, тем больше будут затраты, что также повлияет на тарифы.
Не менее сложная ситуации с выработкой электрической энергии. Опять же, надо ТЭЦ-1 обязательно использовать, а не закрывать. В зимний период ТЭЦ-1 производит около 20% всего электричества, вырабатываемого в Молдове — а это до 60 МВт/час.
В настоящее время в Молдове производится лишь 10-15% от потребляемой рынком электроэнергии, а зимой — 18%. Закрыть ТЭЦ-1 — это слишком большая роскошь. Не хотелось бы думать, что они просто хотят взять оттуда металлолом, а на месте станции что-то построить.
Страна считается энергобезопасной при собственном производстве 75-80% потребляемой электрической энергии. При объеме потребления в 1 тысячу МВт/час по стране, объем закупок составляет 800-900 МВт/час. Собственное производство электроэнергии на ТЭЦ-2, ТЭЦ-1, Бэлцкой ТЭЦ и Костешской ГЭС в среднем по году составляет около 100 Мвт/час.
Основной поставщик электроэнергии сегодня — это Молдавская ГРЭС, расположенная в Приднестровье. Если завтра Молдавская ГРЭС вдруг скажет «до свидания», то освещения не останется даже в центре Кишинева.
Ранее большие надежды возлагались на Украину, а многие отечественные эксперты утверждали, что надо отказаться от услуг Молдавской ГРЭС и увеличить закупки из Украины. Однако в этом году Украина обратилась к соседним странам, в том числе и к Молдове, с просьбой дать ей 600 МВт/час, потому что украинские тепловые станции резко сократили производство электроэнергии, а атомные станции не в состоянии выдавать полную электрическую мощность вследствие плохой эксплуатации.
-С моей точки зрения, сегодня в Молдове нужно активнее осваивать производство электроэнергии на основе паро-газовых установок, а также альтернативные источники на основе солнечной, ветровой и биоэнергии, — заявил Александр Комаров. -Если восток «потухнет», то у нас связей с Румынией пока нет, они еще на стадии становления. Поставки незначительных объемов румынской электроэнергии в «островном режиме» не решат проблему. Ситуация очень неприятная, поэтому любое производство электроэнергии в Молдове должно поощряться и этим нужно заниматься.
*Редакция портала Actualitati.md не несет ответственности за публикацию точки зрения высказанной в авторской статье