В преддверии Вильнюсского саммита «Восточного партнёрства» ситуация на берегах Днестра становится всё более напряжённой. Представители стран Запада и прозападной правящей коалиции в Молдове не скрывают своих конечных целей относительно предстоящего саммита в Вильнюсе.

В частности, политический аналитик румынского происхождения, сотрудник американского фонда Jamestown Foundation Владимир Сокор, которого за русофобию прозвали «румынским Бжезинским», открыто заявляет: «Кишинев готовится сделать решительный необратимый шаг по выходу из так называемого Русского мира, который Россия сейчас пытается воссоздать». По его словам, «Молдове несказанно, нежданно-негаданно повезло, поскольку её евроинтеграцией занимаются несколько очень влиятельных в Евросоюзе персоналий».

Соответственно, интенсивной атаке подвергаются все институты, которые так или иначе препятствуют «европейской мечте» молдавских и европейских чиновников. Жертвами этих атак стали Приднестровье, российский миротворческий контингент, проевразийски настроенные регионы Республики Молдова и Русская Православная Церковь.

Приднестровье уже давно стоит костью в горле евроинтеграторов. Неурегулированный приднестровский конфликт является главным препятствием в европейской интеграции Молдовы. При этом у евроинтеграторов есть два разных сценария относительно Приднестровья. Согласно первому, Приднестровье является частью Молдовы и должно вместе с ней следовать в Румынию и Евросоюз. Этой точки зрения придерживаются президент Румынии Траян Бэсеску и один из лидеров правящей румынской Социал-демократической партии, автор книги «Объединённая Румыния» Богдан Дьякону. По их мнению, Приднестровье является румынской землёй. Бэсеску уверен, что Тирасполь будет вынужден пойти в «Восточное партнёрство» вслед за Кишинёвом. Этому всячески способствует и позиция Украины: украинско-приднестровская граница блокирована уже несколько лет и Киев вынуждает Тирасполь вести всю внешнеэкономическую деятельность только через Кишинев.

Другая точка зрения принадлежит вышеупомянутому Владимиру Сокору, профессору Бухарестского университета, бывшему советнику и.о. президента РМ Михая Гимпу по вопросам евроинтеграции Дану Дунгачиу, молдавскому политику Оазу Нантою и ряду других деятелей. По их мнению, именно воссоединение с Приднестровьем является главной угрозой европейской интеграции Молдовы.

В годовщину миротворческой операции атаке подвергся российский миротворческий контингент. Украина отсекает российскую миротворческую группировку на Днестре от всякой военной поддержки. Спецпредставитель ОБСЕ по замороженным конфликтам Андрей Дешица заявил, что «Украина не позволит доставить вертолёты в зону конфликта без согласия Молдовы». Это значит, что на военную составляющую не надо особо полагаться, Приднестровье – не Южная Осетия.

Министр обороны Молдовы Маринуцэ в эфире Europa Libera назвал российских миротворцев «так называемыми»: Молдова отказывает российским миротворцам в легитимности. По данным ИА REGNUM, только в прошлом году Молдова спровоцировала более 60 инцидентов в Зоне Безопасности.

Атаке подвергаются и евразийские силы и регионы в самой Молдове. Бельцкое территориальное бюро Государственной канцелярии Республики Молдова опротестовало договор о сотрудничестве между Бельцами и Тирасполем. Поводом для этого стали присутствующие в документе словосочетания «государственная администрация г. Тирасполя» и «глава государственной администрации»,  которые  «противоречат молдавскому законодательству, так как их не существует в Законе о местном публичном управлении Республики Молдова».

В то же время советники Бельцкого муниципального совета большинством голосов отклонили представление Госканцелярии как необоснованное. Советник Сергей Рубцов напомнил, что Тирасполь сегодня не находится под юрисдикцией Молдавии и заключённый договор, по его мнению, «как раз будет служить урегулированию конфликта».

С другой стороны, режим в Молдове становится всё более репрессивным. Так, полиция муниципия Бельцы впервые в истории этой страны выписала штраф за использование баннера на русском языке в ходе протестной акции во время визита президента Румынии Бэсеску. Наказанию подвергся активист Лиги русской молодёжи Молдовы Виктор Калашников. Одного из лидеров антиунионистской партии «Патриоты Молдовы» Олега Очеретнюка задержали на пропускном пункте Паланка и отпустили под подписку о невыезде. Уголовные дела, заведённые против него и лидера «Патриотов Молдовы» Михаила Гарбуза, касаются акции 25 марта 2012 года, когда молдавские патриоты перегородили путь унионистскому маршу в центре Кишинёва.

Прорумынские власти Молдовы не боятся проведения акций протеста, рассчитывая на совместные репрессивные действия с румынской полицией. Еще в январе 2010 года министерство внутренних дел РМ в лице замминистра Василия Драгомира подписало «План действий по координации сотрудничества, обмена опытом и специальной подготовки в совместной работе Департамента войск карабинеров РМ с Генеральной инспекцией румынской жандармерии». Документ предусматривает, среди прочего, «перенятие передовых методов в области сохранения и восстановления общественного порядка во время массовых демонстраций, а также серьезных нарушений общественного порядка».

Обостряется ситуация и в ещё одном регионе с проевразийскими симпатиями – Гагаузии.  Ряд молдавских политиков и аналитиков, в частности Оазу Нантой, заявили о возможности ликвидации Гагаузской автономии. По словам Нантоя, «парламент Молдовы как дал Гагаузии особый статус, так и может его забрать». Башкан Гагаузии Михаил Формузал выразил недоумение, как власти Молдовы собираются урегулировать проблему Приднестровья, если открыто утверждают, что способны своим волевым решением ликвидировать Гагаузскую автономию.

Наконец, обострились атаки на Молдавскую митрополию Русской Православной Церкви. В этом году исполняется 200 лет создания Кишинёвской епархии в составе Русской Церкви. В сентябре ожидается приезд в Молдавию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – автора концепции «Русского мира» и принадлежности к нему Молдавии.

20 июня, после игнорирования неоднократных призывов Церкви отменить принятый под давлением ЕС «закон о равенстве шансов», гарантирующий гомосексуалистам трудоустройство в школы, детские сады и медицинские учреждения, Синод Молдавской митрополии принял «Декларацию в адрес руководства страны и благочестивого молдавского народа», в которой митрополия объявила себя оппонентом «временного правительства со своим антихристианским законодательством», и указала, что представители руководства Молдовы «согласно канонической традиции Православной Церкви своими действиями сами себя извергают из лона Церкви», а значит, «лишают себя доступа к принятию Святого Таинства Причастия».

В ответ на Церковь посыпались угрозы от представителей правящей коалиции. Председатель фракции правящей Либерально-демократической партии Валерий Стрелец пригрозил «лично поговорить» с любым священником, который откажет ему в причастии. Экс-спикер парламента Молдовы Мариан Лупу и вице-председатель парламента Андриан Канду, представляющие входящую в правящую коалицию Демократическую партию, угрожают Церкви налогообложением.

Особую ненависть у прозападных политиков Молдовы вызывает фигура епископа Бельцкого и Фалештского Маркелла – убеждённого противника евроинтеграции и легализации содомии, и горячего сторонника единства Молдовы с Россией. Известный румынский националист, лидер движения «Антимафия» Сергей Мокану заявил буквально следующее: «Армия попов во главе с Маркеллом хуже, чем 14-я российская армия в Приднестровье, и не дает стране вырваться из грязи»

***

С каждым из этих четырёх барьеров на пути евроинтеграции Молдовы Запад ведет информационную войну до полной капитуляции противника. В этой борьбе молдавские евроинтеграторы преследуют цель столкнуть противников «светлого европейского будущего» между собой, максимально используя их разорванность (в частности, отсутствие общей границы России с Приднестровьем и Гагаузией), а также взаимные противоречия и обиды на противоположной стороне.

Главное противоречие, которое по максимуму используют Запад и его союзники – это противоречие между сторонниками евразийской ориентации из Молдовы и Приднестровья. Не секрет, что у молдавских и приднестровских евразийцев разное видение решения приднестровской проблемы. Молдавские евразийцы хотели бы видеть Приднестровье частью единой евразийской Молдавии, а приднестровцев – активными участниками внутримолдавской политической борьбы на стороне евразийских сил. Приднестровцы, в свою очередь, настаивают, что в рамках единой Молдовы не удастся сохранить евразийские форпосты ни в Приднестровье, ни в Гагаузии, ни в Бельцах.

Существуют силы, которые активно разжигают противостояние между евразийцами с обоих берегов Днестра. С одной стороны, это молдавские западники и унионисты, а также их кукловоды из Вашингтона, Брюсселя и Бухареста, нагнетающие ненависть к Приднестровью во всём молдавском обществе. А с другой стороны, это приднестровские изоляционисты – в основном отставные политические фигуры, связанные с предыдущим руководством республики, для которых вся Молдова – обиталище сил зла, а молдавские евразийцы и друзья России – главная опасность их изоляционистской доктрины. Один из таких представителей «старой гвардии», ныне активно критикующий новую власть в Приднестровье, назвал молдавских евразийцев «троцкистами, бросающими Приднестровье, подобно охапке хвороста, в евразийский пожар».

Несостоятельность изоляционистских иллюзий доказана отсутствием общей границы с Россией, затруднённостью миротворческой операции по примеру Южной Осетии, невозможностью превратить Приднестровье в новую Калининградскую область и наличием сразу нескольких спорных анклавов. Изоляционисты это прекрасно осознают – и тем не менее продолжают выступать в качестве главных приднестровских партнёров Запада по расколу евразийских сил.

Евразийцы с обоих берегов Днестра должны договориться о взаимном понимании двух простых истин.

Первая – прозападные силы во всём регионе гораздо более сильны и организованы, чем евразийцы. И победить евразийцы могут только вместе, стоя спиной к спине, не полагаясь на мощь боевых вертолётов из братской России, от которой они отрезаны не вполне дружественной Украиной.

И вторая – именно Приднестровье является главным форпостом евразийства во всём регионе. И беречь этот евразийский форпост надо как зеницу ока.

— Владимир Букарский

*Редакция портала Actualitati.md не несет ответственности за публикацию точки зрения высказанной в авторской статье

ПОДЕЛИТЬСЯ