Солнечный воскресный день. На календаре 27 марта 2016 года. Унионисты с обоих берегах Прута, отмечающие 98-ю годовщину предательского решения «Сфатул Цэрий» относительно «объединения» Бессарабии с Румынией, снова собрались в Кишинёве. По центральной улице молдавской столицы с дикими криками «Унире! Унире! Унире здесь и сейчас! Бессарабия — румынская земля!» и вскидыванием рук в нацистском приветствии, под знаменами соседней Румынии движется от Дворца республики, где только-что закончилось унионистское сборище под названием «Сфатул Цэрий 2», в сторону железнодорожного вокзала пёстрая толпа воинственно настроенных личностей разного пола и возраста, в которой преобладает молодёжь. Парни и девушки, разукрасившие себя, словно туземцы перед боем, румынской национальной символикой, подпрыгивают на ходу и изо всей мочи орут: «Кто не скачет, тот не хочет унире!», потрясают кулаками, грозя ими воображаемым врагам. Случайные прохожие при виде этого пёстрого шествия испуганно жмутся к стенам домов и стараются поскорее уйти.
И полиция, полиция, полиция… Множество молдавской полиции, офицеров всех рангов, сержантов и рядовых, в том числе в «боевом снаряжении», которые бдительно следят за тем, чтобы никто, не дай Бог, не «обидел» бы вдруг этих бешено орущих и вопящих людей, размахивающих кулаками, палками, плакатами, знаменами и требующих ликвидации Молдавского государства, на верность которому, кстати, все эти люди в погонах присягали. Полицейские непробиваемой стеной встали между вошедшими в раж унионистами и с трудом сдерживающими себя от желания поставить их на место патриотами Молдовы, решительно требующими прекратить этот позорный политический спектакль. Парадокс! Полиция ревностно оберегает от праведного гнева патриотически настроенных граждан унионистов-«ликвидаторов», открытых врагов их страны — суверенной и независимой Республики Молдова.
В то же самое время основная часть жителей молдавской столицы, изо всех сил делая вид, что всё происходящее их «совершенно не касается», так как они, дескать, «вне политики», пока ещё практически никак не проявляет своего отношения к происходящему в центре Кишинёва унионистскому шабашу. Благонамеренные молдавские обыватели заполонили парки и скверы, гуляют с детьми, выгуливают собак и собачек, сидят в многочисленных кафе, оживлённо говорят между собой обо всём на свете, но только не о новой наглой вылазке унионистов. Когда же кто-нибудь из наиболее политически активных сограждан всё-таки пытается затронуть эту острую тему, остальные тут же втягивают голову в плечи, боязливо оглядываются по сторонам и предпочитают уклониться от высказывания собственной позиции.
Впрочем, находятся и такие, кто раздумчиво говорит: «А что, может быть, иного выхода у Молдовы уже просто нет? Может быть, независимость ей вообще была не нужна? Ведь за 25 лет независимости так ничего хорошего у нас и не случилось, да и вряд ли теперь уже может случиться – всё разворовано, раскрадено, уничтожено… Самим нам из этой ямы не выбраться… А Румыния, как-никак, не только соседка, но и член Евросоюза… США и Запад ей помогут вытащить нашу Молдову из ямы… К лучшей жизни…». И хотя таких людей пока ещё немного, но они уже есть, их число из года в год, хотя и понемногу, но растёт, как под влиянием тотальной унионистской пропаганды, так и в связи с продолжающимся катастрофическим падением уровня жизни в нашей стране.
В общем, не требуется слишком большого воображения, чтобы каждый, кто внимательно и вдумчиво смотрел всемирно известный документальный фильм «Обыкновенный фашизм» режиссёра Михаила Ромма — размышление о природе и становлении фашизма, о причинах, по которым он родился в Германии, давшей миру таких деятелей мировой культуры, как Гёте и Манн, каким образом к власти здесь пришли одиозные и малограмотные люди, сметающие всё на своем вероломном пути, смог представить себе и понять, насколько всё происходящее сегодня в Республике Молдова, конституционные основы которой подвергаются всё более наглым атакам унионистов, напоминает известную ситуацию в Веймарской республике (Германии) 20-30-х годов ХХ века, где к власти рвались гитлеровские нацисты.
Сами собой приходят на ум при виде беснующихся толп унионистов берущие за сердце слова песни-пародии на нацистский гимн «Хорст Вессель» — бессмертный «Бараний марш» («Kälbermarsch») Бертольда Брехта, написанной им под впечатлением от факельных шествий одурманенной нацистской пропагандой немецкой молодёжи, чьими руками Гитлер и его кровавая камарилья уничтожили демократическую Веймарскую республику (Германию), заменив её тоталитарной диктатурой Третьего Рейха: «Шагают бараны в ряд, бьют барабаны, — кожу для них дают сами бараны. Мясник зовёт. За ним бараны сдуру топочут слепо, за звеном звено, и те, с кого давно на бойне сняли шкуру, идут в строю с живыми заодно».
Эти немецкие юноши и девушки, которых нацисты превратили в «баранов», не имели выбора. Не они проголосовали за Гитлера. Этот выбор сделали их родители, отвернувшись от демократических партий и проголосовав за гитлеровскую НСДАП. Год за годом миллионы юных немцев — «дети Гитлера» — присягали химере «отца нации». Писатель Эрих Лоест, 1926 года рождения, вспоминая свой торжественный прием в «Гитлерюгенд», пишет: «Мне было десять лет. В то время в газетах писали, что немецкий народ подарил фюреру всех родившихся в течение одного года. Это нас подарили Гитлеру». В его памяти хранятся воспоминания о страхе, нужде, смерти, а также о временах, когда диктатура не только демонстрировала свое могущество, но могла также прибегнуть и к хитрому обольщению.
Можно смело утверждать, что и большинство тех молдавских юношей и девушек, которые участвовали 27 марта 2016 года на центральной улице Кишинёва в унионистском марше, также не имели выбора, так как это не они, а их родители голосовали за политические партии, поддерживающие идею «унире», это их родители привели к власти в Республике Молдова политиков, которые требуют ликвидации её суверенной и независимой государственности, это их родители «подарили» своих сыновей и дочерей открытым врагам своей страны, которые научили их в школах и вузах не любить и не уважать её, считать себя румынами и требовать «унире». Год за годом унионисты во власти и в системе народного образования отравляли их души молдовофобией и обольщали мифами о том, что только «унире» может решить все их проблемы, обеспечить им счастливую «европейскую» жизнь. Унионистское наваждение в Республике Молдова длится уже 25 лет, и его катастрофические последствия становятся всё очевиднее. Никогда прежде в молдавской истории молодежь не была так востребована, и одновременно так преступно использована.
Много и других уверенных параллелей можно провести и между обстановкой, сложившейся в образовавшейся в Германии после краха в ноябре 1918 года кайзеровского режима демократической Веймарской республике, и ситуацией, в которой оказалась после обретения независимости (после распада СССР в 1991 году) демократическая Республика Молдова.
Демократическая Веймарская республика (Германия) оказалась недолговечной и слабой по причине того, что демократическая политическая система функционирует эффективно только в том случае, если опирается на стабильный экономический фундамент, а его-то в Германии как раз и не было. Хозяйственная разруха, развал экономики, гиперинфляция привели к сильнейшему обнищанию и разорению многих категорий населения – мелких и средних предпринимателей, ремесленников, торговцев, крестьян, лиц свободных профессий. К тому же в Германии не было глубоких демократических традиций, поэтому недовольство против демократии и парламентского строя вылилось в идею сильной власти, которая будет заботиться об интересах простого народа. Внутри Германии нарастали недовольство и даже враждебность к демократической республике, парламенту, соответственно, к правящим социал-демократам, не сумевшим добиться экономической и политической стабильности в стране. Со всей очевидностью обнаружилась слабость верховной власти. Межпартийная борьба сделала парламент недееспособным. В этих условиях успех НСДАП стал неслучаен. Нацисты взяли на себя ответственность и предложили радикальную программу обновления страны.
Практически всё это присутствует и в Республике Молдова на протяжении всех 25 лет её демократического, суверенного и независимого существования: экономическая разруха, банкротство правящих демократических партий, падение авторитета институтов президента и парламента, непрофессиональное и коррумпированное правительство, всевластие олигархии. В этих условиях рост у части молдавского общества популярности идеи «великого объединения» с соседней Румынией, которой удалось стать членом Евросоююза и НАТО, в какой-то мере навести порядок в экономике и несколько поднять уровень жизни населения, также можно считать неслучайным. Унионисты, поддерживаемые официальным Бухарестом и не встречая противодействия со стороны официального Кишинёва, ловко играя на разочаровании молдавских граждан ситуацией в своей стране после 25 лет её независимого существования, обольщают их перспективой «лучшей жизни» в качестве граждан будущей «Великой Румынии».
Особую опасность представляет тот факт, что действия унионистов направляют и поддерживаюют политики (в том числе и находящиеся во власти) Румынии, где число активных сторонников «унире» составляет почти 70%, а бывший президент Траян Бэсеску, покинувший свой пост в декабре 2014 года, недавно возглавил партию «Народное движение», программной целью которой стало объединение Румынии с Республикой Молдова. Кстати, и Румынская Национал-либеральная партия, лидером которой до своего избрания был действующий глава Румынии Клаус Йоханнис, также представила свой проект поэтапного объединения экономик, социальной сферы, инфраструктуры, системы образования, медийного пространства двух стран. В то же время государственное руководство самой Республики Молдова, где идею объединения с Румынией поддерживает пока только 21% её граждан, предпочитает лицемерно «отмалчиваться», никак официально не реагирует ни на раздающиеся всё громче и настойчивее и в Бухаресте, и в Кишиневе призывы унионистов «ликвидировать Молдавское государство», превратив его в румынскую провинцию, ни на всё более наглые и деркие выступления унионистской «пятой колонны» в стране. Более того, исподволь подготавливает почву для реализации её планов.
Широкую поддержку во всех слоях немецкого общества в демократической Веймарской республике, позволившую им придти к власти, германские нацисты получили в ситуации экономического кризиса, массовой безработицы и острых социальных противоречий, слабости демократии, традиционных парламентских партий, отсутствия серьезных социальных реформ, сильного влияние авторитарной элиты из среды высшего офицерства и земельных магнатов, сильного рабочего движения и страха перед «красной угрозой», в силу чего правящая элита, опасаясь роста влияния коммунистов, разочаровавшись в способности традиционных политических партий обеспечить выход из кризиса, желая сильного правительства, способного предотвратить революцию, экономический крах, увидела такую силу в НСДАП и ее лидере Адольфе Гитлере.
По аналогии с правящей элитой демократической Веймарской республики в Германии 20-30-х годов ХХ века, правящая элита демократической Республики Молдова во втором десятилетии XXI века также оказалась в ситуации углубляющегося экономического кризиса, массовой безработицы и острых социальных противоречий, слабости демократических традиций, фактического банкротства традиционных парламентских партий, отсутствия воли и желания проводить серьезные социальные реформы, сильного влияние авторитарной элиты из среды олигархии, разочарования в обществе курсом «европейской интеграции» и страха перед приходом к власти новых — левых, пророссийских партий, угрожающим разрушением созданной олигархией системе «захваченного государства», обеспечивающей ей безбедное существование. В этой ситуации молдавская олигархия увидела единственную надежду на спасение в ставке на унионистов, то есть фактически пошла на акт национального предательства ради собственной выгоды. Складывается ситуация, при которой демократическая Республика Молдова может повторить печальную судьбу демократической Веймарской республики в Германии, став жертвой сознательного предательства со стороны правящей элиты, «подарившей» вначале молдавскую молодёжь, а затем и всю страну унионистам – ликвидаторам её суверенной и независимой государственности.
Главным препятствием на пути национальных предателей стала сегодня Партия социалистов Республики Молдова, лидер которой Игорь Додон призвал политические силы и граждан страны очнуться от тотального информационного гипноза захваченных унионистами СМИ, консолидировать свои усилия и решительно выступить против объединения с Румынией. На массовом митинге сторонников молдавской государственности 27 марта 2016 года в Кишинёве Игорь Додон заявил, что «этот день — трагическая дата в молдавской истории, так как 98 лет тому назад несколько десятков предателей молдавского народа из «Сфатул Цэрий» проголосовали, вопреки мнению большинства населения, за ликвидацию государственности Молдовы. За этим последовали 22 года румыно-фашистской оккупации. Погибли десятки тысяч молдаван. Мы никогда не должны забывать этих вещей. Мы никогда не согласимся с утверждением, что Молдова является не отдельным государством, а всего лишь «частицей Румынской империи».
Реально оценивая смертельную опасность, которую несёт в себе унионистская идея для молдавского народа, лидер Партии социалистов Игорь Додон предупредил, что «сейчас унионисты, которые выступают за ликвидацию Республики Молдова, становятся все более активными и пытаются вновь поднять новую волну унионизма. Поэтому все граждане Республики Молдова — молдаване, русские, украинцы, гагаузы, болгары и другие национальности, не должны позволить ликвидировать независмость своей страны. Мы — молдаване, у нас есть свой язык – молдавский, у нас есть наша история – история Молдовы. И мы должны сделать все возможное, чтобы наша страна осталась и нашим внукам, и нашим правнукам. Румыны – наши друзья, наши соседи. Мы уважаем их, как независимое суверенное государство. Но мы просим и их также уважать независимость и целостность Республики Молдова».
По словам Игоря Додона, происходящая в настоящее время радикальная активизация унионистов, которые выступают за ликвидацию Республики Молдова, объективно ведёт страну к гражданской войне. Откликаясь на призывы Партии социалистов, патриоты Республики Молдова сплачивают свои ряды. Участвуя в акции протеста в связи с унионистским шабашем в Кишинёве, они встретили марш унионистов плакатами «Предатели!». На многих улицах Кишинева были расклеены плакаты: «Румынский жандарм никогда не станет нашим хозяином!», «Румынское объединение уничтожает завещанную нам предками Молдову!», «Объединение с Румынией приведет к гражданской войне!».
На этом тревожном фоне совершенно непонятна «удаленно-отстраненная» позиция лидера «Нашей Партии» Ренато Усатого, который в то самое время, когда Партия социалистов, поддержанная рядом других патриотических организаций и движений, проводила массовую акцию протеста в центре Кишинёва против разгула унионистской нечисти, преспокойно «смотрел с утра» у себя в Бельцах «собрание свидетелей унире». Правда, он также выразил возмущение тем, что «все это происходит с разрешения молдавской антинародной власти», которая позволила собраться в центре столицы «людям, выдвигающим фактически дорожную карту уничтожения государства и создающим ликвидационный совет – «Сфатул Цэрий-2», в который вошел брат главы Конституционного суда Сильвиу Тэнасе, руководитель газеты «Тимпул» — один брат руководит КС, который у нас уже подменил все институты власти, второй — собирается руководить молдавской провинцией в составе Румынии».
Однако, почему же тогда лидер «НП» Ренато Усатый не оказался в то самое утро рядом с лидером ПСРМ Игорем Додоном на митинге протеста в связи с этой унионистской провокацией? Более того, почему он позволил себе совершенно непозволительный для серьёзного левого политика, молдавского патриота, каковым пытается себя позиционировать, грубый выпад по адресу Игоря Додона, безосновательно упрекнув его в том, что он якобы «уступил унионистам для митинга сквер перед театром Оперы и балета»? И это после того, как сам же заявил: «Сегодня я понимаю, что есть четкий план, в котором участвует и правящий режим. Молдову вернули на 25 лет в прошлое, чтобы снова попытаться её убить. Получится или нет — зависит от нас».
Увы, «господин-товарищ-барин» Ренато Усатый! Ещё как зависит! И ещё как может «получиться», если вы и вам подобные «народные вожди» вместо сплочения рядов патриотических сил во имя высшей цели – спасения национального суверенитета и государственной независимости Республики Молдова – будут вносить раскол и смуту, заниматься всепоглощающим самолюбованием и безнравственным шельмованием союзников и партнеров!
Могу напомнить вам в этой связи о том, как это «получилось» в 1932-1933 г.г. в Веймарской республике (Германии), где коммунисты (КПГ) и социал-демократы (СДПГ) также до того увлеклись взаимными политическими ссорами, сварами, драками, обвинениями и выяснением отношений, отказываясь от совместных действий, что не смогли (хотя вполне имели для этого достаточно сил и возможностей!) остановить приход во власть гитлеровской НСДАП, после чего их лидерам, встретившимся вместе в одном концлагере, пришлось лишь «посыпать голову пеплом».
Неужели вам лично хочется, чтобы Республика Молдова повторила печальную судьбу Веймарской республики? Неужели вы не понимаете, как важно сегодня, чтобы ваша партия подставила плечо мужественно сражающейся – фактически в одиночестве! – и с антинародной олигархической властью, и с выпестованными её унионистскими штурмовиками, готовящими новый акт национального предательства — Партии социалистов Игоря Додона? Неужели жажда личной славы и единоличной власти так затмила вам глаза, что вы перестали отличать врагов от друзей, правду от лжи, мелкое и второстепенное от главного?
— Владимир Доронин